Увеличение дорожного фонда почти на 50 процентов позволило существенно повысить качество дорог
Глава Чувашии на встрече с руководителями дорожных организаций обсудил ситуацию в отрасли и наметил планы на будущее.
«Увеличение дорожного фонда Чувашской Республики составило почти 50 процентов в денежном выражении, а значит и в физических объемах. Работа, которая проводилась в этом году, существенно повысила качество дорожной сети, как региональной, так и Чебоксарской агломерации, городов. Мы устранили отставание по нормативному состоянию региональной дорожной сети. Для этого мы обращались к коллегам из федерального Правительства и получили дополнительные средства в размере 988 млн рублей», – отметил Олег Николаев.
Физический объем дорожных работ в 2022 году значительно увеличился. Только по региональной сети в этом году отремонтировано на 40 км автодорог больше, чем годом ранее, в результате общая протяженность ремонта региональных дорог составила чуть меньше 100 км. Это рекордный показатель.
В уходящем году запущено движение на объекте «Реконструкция автомобильной дороги по ул. Гражданской в г. Чебоксары», проделан большой объем работ, но окончательный ввод объекта в эксплуатацию планируется в 2023 году.
«В текущем году в целом удалось справиться с задачей нормализации движения на этом участке. При этом окончательное выполнение работ по благоустройству территории предстоит в следующем году», – добавил Олег Николаев.
Руководитель региона отметил, что вопросы состояния дорог занимают первое место в числе обращений граждан в ЦУР, причем с большим отрывом от других. «Мы конечно, можем говорить, что проблемы копились годами. Но дороги волнуют людей и влияют на их самочувствие. Поэтому дороги являются зоной нашего особого внимания», – сказал он. В текущем году львиная доля жалоб поступала из Чебоксар по объекту ул. Гражданская, который имел сложный характер выполнения работ и доставлял неудобство десяткам тысяч людей.
Важной задачей является восстановление дорог регионального значения, которые используются при строительстве трассы М-12. «Ввиду того, что дороги не рассчитаны на такую технику, они разрушались в ходе строительства крупного инфраструктурного проекта. Постоянное восстановление дорог представляется сложным. Правительством Чувашской Республики и региональным Минтрансом эта тема держалась и держится на контроле до момента, пока каждый километр, квадратный метр дороги, который был использован для его строительства, не будет приведен в нормативное состояние», – заверил Олег Николаев.
Глава республики обозначил задачи перед региональным Минтрансом и Упрдор в 2023 году в рамках централизации выстроить контроль за строительными работами в дорожной отрасли: «Важно, чтобы качество контролировалось на всех этапах производства работ, от проектирования, применяемых материалов, технологий и конечного результата. Если необходимо, надо дооснаститься лабораториями, чтобы обеспечить инструментарный и иные виды контроля. Это будет четко дисциплинировать всех участников строительного процесса».
Олег Николаев призвал представителей отрасли изучить пятилетний план строительства и капитального ремонта дорог. Программа дорожной деятельности предусматривает приведение в нормативное состояние 378 км или 2,6 млн кв. м автомобильных дорог: до конца 2024 года – не менее 45,9% (сегодня 44,8%) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и не менее 60% – до конца 2030 года (с учетом продления национального проекта «Безопасные качественные дороги» до 2030 года). Нормативное состояние автомобильных дорог в крупнейших городских агломерациях должно быть на уровне 85% (сегодня 77%). «Для этого надо проделать большую работу. А финансы на достижение этих показателей на следующие пять лет предусмотрены. В связи с этим надо активно контрактоваться на более долгий период. Деньги как минимум в трехлетнем цикле заложены. Прошу не останавливаться. Потому что механизмы определения цены и ежегодной индексации определены и отработаны. Этот механизм работает. Чем быстрее законтрактуемся, тем лучше и понятней будет сам процесс. По последующему году 2023 году до 1 апреля должны завершить все процедуры и заключить контракты и иметь четкое понимание с прицелом, что до 1 декабря выполнить работу и профинансировать ее», – сказал он.
Глава республики акцентировал, что национальные проекты и целевые показатели надо реализовывать безусловно и с ускорением со сдвигом финансирования влево. «Это прямое поручение Президента страны Владимира Владимировича Путина, – обратился Олег Николаев к подрядчикам. – В особенности, если заключаете переходящие контракты, готовы выполнить работу ускоренно, то Минтрансу задача – инициировать сдвиг денег влево. У нас есть механизм субсидирования процентных ставок при привлечении кредитов для ускоренной реализации проектов».
Руководитель региона обозначил задачи и в плане круглогодичного содержания дорог.
«Мы пережили несколько волн ледяного дождя. Такие погодные условия тоже вызывают серьезный шквал обращений по поводу состояние дорог. В ходе обслуживания дорог мы должны смотреть на новые технологии и подходы, – сказал он. – В зоне нашего внимания должны быть вопросы кустарников вдоль дорог и борьбы с борщевиком на придорожной полосе».
Министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимир Осипов доложил об итогах выполнения программы дорожных работ в 2022 году.
Если в 2020 году объем дорожного фонда составлял 5,7 млрд рублей, то текущий год заканчивается на отметке 8,1 млрд рублей, отметил министр.
«Дорожная отрасль в целом справилась с поставленными перед ней задачами, целевые показатели как нацпроекта, так и государственной программы Минтранса Чувашии по 2022 году достигнуты, запланированный объем дорожных работ выполнен. Кассовое освоение на сегодняшний день составляет порядка 92%. Оставшийся объем проверен и принят, проходит процедуру кассирования. На конец года показатель освоения Дорожного фонда составит примерно 98,5-99%», – отметил руководитель регионального Минтранса Владимир Осипов.
Он также отметил, что определен подрядчик крупному проекту по приведению в нормативное состояние автодороги по Лапсарскому проезду г. Чебоксары. Контракт заключен по принципу КЖЦ, где подрядная организация будет проектировать, выполнять строительно-монтажные работы и содержать ее в рамках одного контракта. Продолжается ликвидация грунтовых разрывов на региональной сети автодорог.
По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в этом году в нормативное состояние привели 118 км автодорог, выполнили ремонт 7 мостовых сооружений и построили 15 км наружного освещений. План дорожных работ по нацпроекту выполнен в полном объеме. Достигнутый результат является подтверждением слаженной и эффективной работы всего дорожно-транспортного комплекса республики.
Руководитель ведомства рассказал также о стимулировании проектов жилищного строительства в рамках федерального проекта «Жилье», реализации мероприятий за счет инфраструктурного бюджетного кредита, проекты по программе инициативного бюджетирования.
Региональные программы республики по дорожному хозяйству включают в себя выполнение работ по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автодорог местной сети. В целом на эти программы направлено 1,4 млрд. рублей. «По исполнению республиканских программ есть «пробелы». Сохраняется ряд подрядных организаций, выполняющих свою работу не надлежащим образом. Мы, безусловно, продолжим работу по принятию соответствующих мер в отношении недобросовестных подрядчиков вплоть до включения их в реестр недобросовестных поставщиков. Подчеркиваю, что вкладываемые в дорожную отрасль государственные средства – это гарантированный заказ для исполнителей, а потому к работе они должны относиться ответственно», – заявил Владимир Осипов.
Начиная с 2023 года, более чем на 230 млн рублей увеличивается объем финансирования по содержанию автодорог регионального значения. В будущем году особое внимание будет уделяться полосе отвода автодорог: приведению в нормативное состояние обочин и вырубке кустарно – древесной растительности. Напомним, в этом году заключен контракт по автодороге Чебоксары – Сурское, согласно которому в текущем году планируется завершить работы до г. Шумерля, а в следующем году от г. Шумерля до г. Алатырь, а также увеличению объемов нанесения дорожной разметки термопластиком.
Восстановление максимальной протяженности автодорог республики, задействованных при строительстве М-12, является одной из основных задач на 2023 год.