Систему транспортного обслуживания Чебоксарской агломерации утвердят до конца года
Об этом стало известно в ходе презентации целевой модели системы организации транспортного обслуживания населения в Чебоксарской агломерации, в которой принял участие Глава Чувашской Республики Олег Николаев.
«Наша задача до конца года выйти на нормативный документ Чувашской Республики, который утверждает эту систему, и начинать ее реализовывать», - заявил Олег Николаев. Он подчеркнул, что такой подход позволит с одной стороны обеспечить комплексное решение вопросов, связанных с дорогами и подвижным составом, а самое главное - организовать процесс таким образом, чтобы людям было удобно, комфортно и безопасно передвигаться из одной точки в другую.
До принятия документ должен пройти несколько стадий согласования, включая муниципалитеты республики, прилегающие субъекты Российской Федерации, а также экспертный совет Минтранса России.
Глава Чувашии поручил Минтрансу республики определить все проблемные вопросы, а также сформировать «дорожную карту» дальнейших действий.
Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Владимир Осипов, документ транспортного планирования проходит экспертизу в Высшей школе экономики, после чего будет приниматься в регионе.
С целевой моделью системы организации транспортного обслуживания населения в Чебоксарской агломерации участников совещания ознакомил директор по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры» Евгений Алексеев.
Он сообщил, что в рамках работы было проведено исследование мнений жителей города Чебоксары и близлежащих территорий об удовлетворенности общественным транспортом. Средняя оценка жителей по пятибалльной школе составила - 3,8. В частности, жалобы касались переполненности транспортных средств, простаивания на остановках маршруток в ожидании пассажиров, нехватки автобусов в вечернее время суток, а также отсутствия схем движения и необходимости увеличения количества транспорта в сельской местности.
Еще одной важной проблемой является то, что четверть выручки перевозчиков находится в «тени», а это почти 973 млн рублей. «Если в Чебоксарах доля «белой» оплаты очень высокая - только 8% оплаты находится в тени, то в Мариинско-Посадском, Моргаушском и Цивильском районах оплата, которая проходит через электронную систему, отсутствует как таковая», - сообщил Евгений Алексеев. Такие потери приводят к недополучению налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. Упущенная выручка не позволила бюджету заработать около 40 млн рублей.
Целевая модель управления направлена на повышение качества и привлекательности общественного транспорта как для существующих, так и для потенциальных пассажиров. «Современные стеклопластиковые, низкопольные транспортные средства, оснащенные кондиционерами, соответствуют нынешнему образу жизни людей», - подчеркнул специалист.
Новой системой предлагается перераспределить полномочия с уровня местного самоуправления на уровень Чувашской Республики, что позволит сконцентрировать их в рамках единого центра управления. Все маршруты будут переведены на регулируемые тарифы, а с перевозчиками заключены контракты. Также планируется перевести транспорт на современные цифровые технологии и уйти от работы кондукторов.
Новая система предполагает разделение функций между заказчиком и подрядчиками. Функцией заказчика может быть наделено как одно из подведомственных учреждений Минтранса Чувашии, так и возможно создание нового учреждения. Функционал, связанный с мониторингом общественного транспорта и сбором билетной выручки, также должно взять на себя отдельное учреждение. Перевозчики же будут выполнять свои функции лишь на правах подрядчиков.
Также новой системой планируется ввод дополнительных остановочных пунктов, что позволит существенно улучшить пешеходную доступность (76 остановок – в Чебоксарах, 14 остановок – в Новочебоксарске). Доля населения, проживающая в нормативной зоне (500 м пешеходной доступности до остановок) вырастет с 88,8 до 94,1 % - в Чебоксарах и с 87,8% до 97% - в Новочебоксарске. Это позволит обеспечить пешеходную доступность для 25 тысяч жителей Чебоксар и 11,7 тысяч жителей Новочебоксарска.
Развитие сети выделенных полос позволит повысить скорость движения маршрутных транспортных средств и создать приоритетные для них условия на наиболее загруженных участках.
Кроме того, на первом этапе предлагается реорганизовать межмуниципальные маршруты между Чебоксарами и Новочебоксарском. Существующие семь автобусных межмуниципальных маршрутов предлагается заменить на три троллейбусных межмуниципальных маршрута.
В результате изменений ожидается, что улучшится предсказуемость движения (перевозчики получат прямой стимул выполнять все заказанные объемы транспортной работы и соблюдать расписание), повысится охват территории пешеходной от жилых домов, объемы транспортной работы сократятся на 35 % (пробег с пассажирами сокращается с 62 до 40,2 млн км в год) благодаря сокращению дублирования маршрутов при сохранении провозной способности, снижается загруженность улично-дорожной сети общественным транспортом, количество транспортных средств, работающих на маршрутах в пиковые часы сокращается на 20% (с 790 до 637) при увеличении доли большего класса, усиливается роль электротранспорта (доля троллейбусов в общей провозной способности составит 70%), сформируется новое восприятие общественного транспорта (современный подвижной состав, фирменный стиль, технологичная система оплаты проезда), а также повысится удовлетворенность жителей.