ОАО "Российские железные дороги" отмечает 11 летие
За 11 лет существования ОАО "РЖД" перевезено свыше 15,2 млрд тонн грузов, услугами железнодорожного транспорта воспользовались около 12,6 млрд пассажиров.
Доля ОАО "РЖД" в совокупном грузообороте страны (с учетом трубопроводного транспорта) увеличилась с 39,5% по итогам 2004 года до 45% в 1 полугодии 2014 года. Это свидетельствует о росте спроса на услуги компании при перевозках массовых грузов на дальние растояния, обеспечении тарифной привлекательности перевозок для грузоотправителей.
Объемы железнодорожных экспортных перевозок грузов в направлении портов увеличились на 41,6% — до 226,2 млн тонн по итогам 2013 года.
Важнейшей задачей реформирования железнодорожного транспорта в России было снижение транспортной составляющей в цене перевозимой промышленной продукции. За 11 лет работы ОАО "РЖД" этот показатель уменьшился по коксующемуся углю - на 15,6%, по сырой нефти – на 17,9%, по дизельному топливу – на 27,2%, мазуту – на 48,6%, руде железной – на 35,8%, чугуну – на 14,1%.
Доходы компании с 2003 года составили более 11 трлн рублей. На развитие и обновление основных фондов ОАО "РЖД" с момента создания компании направлено более 4,5 трлн рублей (в ценах 2013 года). За этот период построено свыше 1700 км новых линий и вторых путей, более 1600 км станционных путей, электрифицировано около 1400 км, реконструировано более 20 тыс. км железнодорожного пути.
За 11 лет закуплено более 4,4 тыс. локомотивов, 6,4 тыс. вагонов моторвагонного подвижного состава, более 3 тыс. пассажирских вагонов.
ОАО "РЖД" является крупным налогоплательщиком в бюджет Российской Федерации. За период с 2003 года компания направила на выплату налогов более 2 трлн рублей. Кроме того, существенные налоговые платежи осуществляли дочерние общества холдинга.
В рамках инвестпрограммы ОАО "РЖД" был реализован ряд важнейших проектов, направленных на развитие и обновление инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях, по которым осуществляются значительные объемы перевозок массовых грузов, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей.
Запущено высокоскоростное движение поездов "Сапсан" на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород, а также поездов "Аллегро" в сообщении Санкт-Петербург – Хельсинки и скоростных поездов "Ласточка". В текущем году для обеспечения возрастающего спроса на перевозки на участке Москва – Санкт-Петербург организовано движение сдвоенных составов поездов "Сапсан".
В рамках подготовки транспортной инфраструктуры Сочи к Олимпийским играм ОАО "РЖД" ввело в эксплуатацию совмещенную (автомобильную и железную) дорогу Адлер – Красная Поляна, новый вокзал на станции Адлер, а также линию интермодального сообщения Сочи – Адлер – аэропорт Сочи. ОАО "РЖД" полностью обеспечило безопасное и качественное транспортное обслуживание XXII Зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в феврале 2014 года. Было перевезено 3,5 млн пассажиров-гостей и участников Олимпиады.
В целях транспортного обеспечения саммита стран АТЭС во Владивостоке организованы интермодальные перевозки пассажиров по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи". В 2013 году к Всемирной летней универсиаде железнодорожное сообщение соединило Казань с международным аэропортом.
В 2011 году после реконструкции открыт Большой Новороссийский тоннель, а в рамках проекта реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, обеспечивающего перевозки грузов в сообщении с Ванино-Совгаванским транспортным узлом, в 2012 году введен в эксплуатацию Кузнецовский тоннель. В 2013 году на Транссибирской магистрали открыт новый Облученский тоннель, а в текущем году – реконструированный старый Облученский тоннель. Также в 2014 году в рамках реализации проекта комплексной реконструкции участка Междуреченск – Тайшет введен в эксплуатацию новый Манский тоннель. Эти объекты позволили существенно увеличить пропускные и провозные способности железнодорожных линий.
ОАО "РЖД" в полном объеме выполняет обязательства по реализации инфраструктурных проектов за рубежом и расширяет их географию.
В сентябре 2013 года после реконструкции открыт железнодорожный участок Хасан (РФ) – Раджин (КНДР), ставший частью самого короткого транзитного пути между странами Юго-Восточной Азии и Европой. В текущем году в порту Раджин открыт перегрузочный терминал и дан старт перевозке грузов. Тем самым была завершена пилотная часть проекта реконструкции Транскорейской железной дороги.
В 2014 году ОАО "РЖД" в рамках контракта приступило к реализации работ по строительству железнодорожной инфраструктуры в Сербии.
Согласно договоренностям с правительством Москвы, в целях обеспечения бесперебойного транспортного сообщения ведется работа по реализации ряда значимых проектов развития железнодорожной инфраструктуры Московского железнодорожного узла, крупнейшим из которых является организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.
В рамках развития системы высокоскоростного пассажирского движения выполнено обоснование инвестиций ВСМ "Москва - Казань", проведен независимый технологический и ценовой аудит проекта. Консорциумом ведущих российских институтов проведены расчеты макроэкономических эффектов от ввода ВСМ, которые значительно превышают инвестиции в строительство магистрали. Подтверждена готовность бизнеса к участию в проекте при условии его поддержки со стороны государства.
В настоящее время перед ОАО "РЖД" стоят масштабные задачи по модернизации Восточного полигона сети железных дорог. В рамках инвестиционного бюджета компании начата реализация проектов по развитию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Общий объем инвестиций составит 562 млрд рублей, из которых 302 млрд рублей будет финансироваться за счет средств ОАО "РЖД", а оставшиеся 260 млрд рублей – из средств Фонда национального благосостояния и бюджета Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" начало хозяйственную деятельность 1 октября 2003 года в соответствии с постановлением правительства РФ № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 18 сентября 2003 года.
Создание акционерного общества на базе имущества министерства путей сообщения стало одним из важнейших пунктов реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. 100% акций компании принадлежит правительству Российской Федерации.
Все эти годы ОАО "РЖД" в полном объеме обеспечивало потребности страны в перевозках пассажиров и грузов, планомерно осуществляло строительство и модернизацию собственного производственного комплекса.