Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Канаш – город железнодорожников

Исторические вехи развития Канаша неразрывно связаны с железной дорогой.

В 1891г. было начато строительство Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Рязань – Саранск – Алатырь – Казань, в 1893 году было завершено ее строительство и началось сквозное движение поездов. С этого момента начинает свое официальное существование железнодорожная станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш.

Сегодня наш город называют железнодорожной столицей республики. Через Канаш проходит железнодорожная линия Москва – Муром – Арзамас – Казань- Екатеринбург, Харьков – Пенза – Рузаевка – Канаш – Казань, а также железнодорожная ветка на г. Чебоксары.

На ЗАО «Промтрактор-Вагон», в локомотивном депо и других железнодорожных предприятиях трудятся тысячи. Вагоноремонтники, машинисты, слесари, путейцы, работники станции и вокзала, других организаций играют самую решающую роль в каждодневной жизни Канаша.

Одна из ее многочисленных служб – 9-ая дистанция сигнализации и связи, которая обслуживает устройства автоматики, позволяющие обеспечивать надежную и бесперебойную связь между участками.

Ведущее место среди железнодорожных организаций города занимает 19-я Канашская дистанция пути, на которую возложена ответственность по текущему содержанию сотен километров железнодорожных магистралей.

Не менее ответственна работа вагонников ПТО (пункта технического осмотра вагонов). За 10-15 минут, пока стоит поезд на станции, они должны осмотреть и заверить исправность своего подвижного состава.

Славный путь прошло локомотивное депо – одно из старейших предприятий города.

Когда началась Великая Отечественная война, по железной дороге день и ночь шли на фронт составы с военной техникой, продовольствием, обмундированием, медикаментами. Обратно они возвращались с оборудованием эвакуированных заводов, с ранеными. В те суровые годы в депо пришло молодое пополнение, ставшее впоследствии гордостью нашего города: Герой Социалистического Труда С.И.Черников, Н.Г.Пичикин, П.И.Пухов, Н.Б.Бакулин, К.Т.Корчагин, А.Л.Леонтьев, А.И.Киселев. Они обучали сотни рабочих водить поезда.

Особенно бурное развитие станция Канаш получила в 70-х годах прошлого века. Была произведена реконструкция существующего путевого хозяйства, внедрены новейшие маневровые и сортировочные средства, устройства централизации и связи.

В 1986 году была завершена электрификация железной дороги от ст. Канаш до ст. Юдино, в 1987 году – до Сергача. В ноябре 1986 года первый железнодорожный состав на электрической тяге прошел участок дороги Канаш-Юдино. В честь этого события на перроне Канашского вокзала был установлен столб с изображением больших позолоченных цифр «50000», означающих протяженность электрифицированных железнодорожных линий. И в арсенале тягачей депо появились электровозы. В те годы наши железнодорожники с помощью чехословацких специалистов осваивали новые пригородные поезда-автомотрисы.

Теперь уж редко кто помнит мчащийся по железной дороге состав, весь укутанный черным дымом от угля, сгораемого в топке паровоза. Ныне железнодорожный транспорт переведен на экологически чистое «топливо» в виде электричества. Чтобы оно бесперебойно поступало на все объекты железной дороги, созданы специализированные участки по электроснабжению.

На коллектив Канашского участка Юдинской дистанции электроснабжения возложен ряд задач, основными из которых являются обеспечение электроснабжения контактной сети для движения поездов, освещение станций, переездов, остановочных платформ, а также электроснабжение объектов, находящихся в полосе железной дороги.

Мощная техническая база позволяет участку принимать самое непосредственное участие в обновлении железнодорожных объектов.

75 лет назад была проложена железная дорога, соединяющая станцию Канаш со станцией Чебоксары. Строительство началось в 1937 году. В их организации широко применялся метод народной стройки. Каждый колхоз, вблизи которого проходила дорога, каждый район вносил свой вклад. Менее чем за год, с середины 1937 года по 4 июня 1938 года был уложен основной путь протяженностью 101, 5 км. 1 января 1939 года был отправлен первый поезд с грузами для предприятий и организаций, расположенных в Чебоксарах и ближайших районах. Пробная поездка пассажиров состоялась 20 января 1939 года. На следующий день открылось регулярное движение пассажирских поездов. С этого момента Канаш становится крупным железнодорожным узлом четырех направлений.

В черте нашего города на железнодорожных путях имеется так называемая сортировочная горка. Она необходима для того, чтобы расформировывать составы грузовых поездов. Эту работу производят регулировщики скорости движения, или как их называют в обиходе «башмачники». В мороз и жару выполняют они свои обязанности.

Работа по формированию железнодорожных составов на ст. Канаш долгие годы и до января 2002 года велась вручную. Рост объемов перевозок через станцию потребовал оперативного решения вопроса реконструкции горочных устройств.

До этого механизированная горка в нашей республике была одна – на станции Чебоксары. И вторая – в Канаше – пущена в эксплуатацию в январе 2002 года. Механизированная сортировочная горка была построена в короткие сроки – за два месяца. Механизация горки позволила повысить эффективность работы железнодорожного транспорта, обезопасить и улучшить условия труда самой опасной профессии на железной дороге – регулировщик скорости движения.

Железнодорожный вокзал относится к числу основных достопримечательностей нашего города. Его еще называют железнодорожными воротами Канаша. Это своеобразная визитная карточка города и сегодня имеет вполне современный вид. А ведь ему уже более полвека и строился он в то время, когда страна еще не восстановилась в полной мере после Великой Отечественной войны.

Это четвертый по счету железнодорожный вокзал Канаша, построенный в 1892 году, был более похожим на жилой дом. Просуществовал он четыре года. Новый вокзал был выстроен в 1896 году. Он был уже гораздо просторнее, имел подсобные и служебные помещения, комнаты пассажиров.

Однако в связи с началом строительства вагоноремонтного завода, бурного роста населения города и пассажиропотока, старый, обветшалый вокзал уже явно не отвечал возросшим запросам. Поэтому в 1935 году был построен третий по счету деревянный, одноэтажный вокзал. Но он оказался ненамного больше предыдущего, и его явно нельзя было отнести к числу капитальных сооружений.

Нынешний вокзал строился более основательно. Это был первый фундаментальный объект, который сооружала строительно-монтажная контора «Казтрансстроя». В масштабе всей Горьковской железнодорожной магистрали наш вокзал выгодно отличался от своих собратьев монументально-архитектурным видом.

Летом 1955 года строительство было завершено. А торжественное открытие состоялось в День железнодорожника, который тогда отмечался 31 июля. В 10 часов утра был организован митинг. А через 15 минут у нового станционного здания остановился пассажирский поезд Москва-Казань. Так началась трудовая биография сегодняшнего железнодорожного вокзала.

С 26 апреля 1999 года до 7 декабря 2001 года здание находилось на реконструкции. Были проведены работы по укреплению фундамента, обновлению интерьера, улучшению внешнего вида, обустройству прилегающей территории.

В результате вокзал засиял новыми красками, вновь стал предметом гордости горожан.

В фондах Канашского краеведческого музея бережно хранятся фотографии, документы, материалы, экспонаты, связанные с историей развития железнодорожных



01 августа 2014
18:39
Поделиться