Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Скоростной транспорт - жизненная необходимость, "Евразия вести"

Интервью с президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Ивановичем Якуниным наш корреспондент начал с одного из важных вопросов. 

Скоростной транспорт - жизненная необходимость
Скоростной транспорт - жизненная необходимость
Скоростной транспорт - жизненная необходимость

– Владимир Иванович, что, на Ваш взгляд, даст реализация проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань жителям регионов, самим железнодорожникам, машиностроительному комплексу?

– Необходимость развития скоростного транспорта была осознана руководством нашей страны еще в 80-е годы прошлого века. С учетом ограниченных объемов авиаперевозок акцент был сделан на железнодорожный транспорт, а именно – на создание сети высокоскоростных магистралей. Известные события отсрочили реализацию проектов ВСМ, хотя с запуском между Москвой и Ленинградом поездов ЭР200 наша страна вошла в начале 80-х годов в число пионеров высокоскоростного движения.

Сегодня его развитие в России не дорогостоящая игрушка, это – насущная потребность, соответствующая тенденциям прогресса на железнодорожном транспорте в мире.

Первым этапом создания сети ВСМ станет строительство магистрали Москва – Казань, на которой поездов смогут развивать до 400 километров в час. Линия пройдет по территории семи субъектов РФ (Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан), в перспективе предусматривается ее продление до Екатеринбурга.

Новые высокоскоростные поезда – это совершенно иной, более высокий уровень сервиса для наших пассажиров. Время в пути между столицами Российской Федерации и Татарстана сократится вчетверо – с 14 часов при существующей инфраструктуре до трех с половиной. А дистанцию между Нижним Новгородом и Казанью составы будут преодолевать быстрее в семь раз!

Высочайший уровень надежности, безопасности и комфорта высокоскоростным поездам гарантирует использование самых передовых технологий и средств их обеспечения. Локализация производства подвижного состава завтрашнего дня, создание соответствующей инфраструктуры – мощный импульс для внедрения инновационных технологий во многих отраслях экономики России.

Проект ВСМ Москва – Казань стал предметом анализа независимых аудиторов и экспертов. По их оценкам, мультипликативный эффект на этапе эксплуатации магистрали сгенерирует ощутимый результат в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2019–2030 годов в размере более 3 триллионов рублей, что более чем вдвое превышает полную стоимость реализации проекта.

Строительство магистрали позволит создать свыше 370 тысяч дополнительных рабочих мест в различных областях промышленности. Это – вопрос выживания для многих предприятий, научных учреждений. Наши партнеры в металлургической отрасли уже выражают готовность обеспечить ВСМ рельсами нового поколения (отличающимися повышенной прямолинейностью и точностью изготовления профиля), колесами, рельсовыми скреплениями и другой продукцией российского производства, не уступающей мировым аналогам.

По мнению экспертов, в годы строительства и эксплуатации магистрали значительно возрастут валовые продукты тех регионов, где пройдет ВСМ. Расчеты эффектов от реализации проекта подтверждены министерством экономического развития.

Для нас, железнодорожников, важно, что в сеть высокоскоростного сообщения будет интегрирована система региональных маршрутов, которые соединят ВСМ и близрасположенные региональные центры. Освободившиеся мощности нынешних железнодорожных линий будут задействованы для наращивания объемов грузоперевозок. Разделение современного высокоскоростного пассажирского и грузового движения позволит сэкономить на развитии грузовых направлений более 460 миллиардов рублей. Сегодня остра проблема пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры, и подобный подход позволит сократить «узкие места» на 2,4 тысячи километров. Это чрезвычайно важно для организации грузового движения на всей территории нашей страны. 

– 10 апреля в рамках дня «РЖД» в Государственной Думе было предложено внести поправки в бюджетный кодекс для изыскания шести миллиардов рублей на проектирование высокоскоростной магистрали. Когда, как Вы полагаете, могут быть получены эти средства?

– Для осуществления проекта выбрана организационно-правовая схема с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Финансовая модель реализации разработана и представлена в правительство, обоснование инвестиций получило положительное заключение Главгосэкспертизы России.

Отечественные и международные аудиторы подтвердили заявленную стоимость строительства линии Москва – Казань в 1 триллион 60 миллиардов рублей, из которых вложения государства составляют около 380 миллиардов. Международный опыт показывает: большая часть успешных проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей реализовывалась при доминирующей поддержке государства как в части регулирования, управления и руководства проектом, так и в части содействия в привлечении финансирования.

Главная задача сейчас – организация инженерных изысканий и разработка проектной документации, для чего требуется государственное финансирование. Возможность такого финансирования уже заложена в бюджете. В случае принятия правительством РФ положительного решения о финансировании нашего проекта уже в 2014 году «РЖД» сможет приступить к проектным изысканий, разработке документации по планировке территории и проектной документации.

Время убеждения общества и экспертного сообщества в целесообразности строительства ВСМ подходит к концу. Наступает следующий этап – практическая реализация проекта.

Вопросы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта обсуждались в Российском союзе промышленников и предпринимателей, Общественной палате, Торгово-промышленной палате, Государственной Думе и Совете Федерации. Итогом всех этих обсуждений стали предложения обеспечить господдержку проектов ВСМ.

Безусловно, для правительства и общества важно, будет ли окупаться высокоскоростная магистраль, достаточным ли окажется на ней пассажиропоток. Факт заключается в том, что в зоне тяготения маршрута проживает 35 миллионов человек, отсюда и вывод о перспективном пассажиропотоке.

Важнейшим инструментом для успешной реализации проекта, конечно, является взвешенная тарифная политика. Здесь мы можем опереться на собственный опыт. Билетов на «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, практически всегда не хватает, то есть спрос превышает предложение. И такой пассажиропоток характерен не только для направления между двумя столицами, но и для поездов «Сапсан» и «Ласточка», соединяющих Москву, Владимир и Нижний Новгород. 

– Недавно, 22 марта, председатель правительства Д.А. Медведев подписал распоряжение для внесения дополнений в схему территориального планирования РФ в части отражения в ней высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 километров. Как это распоряжение реализуется силами «РЖД»?

– В соответствии с этим документом в схему территориального планирования внесены необходимые изменения. Схема предполагает строительство и реконструкцию вокзалов, станций, раздельных пунктов с путевым развитием, в том числе трех крупных вокзалов, девяти станций, трех обгонных станций и семнадцати диспетчерских пунктов.

Предпроектные изыскания показали, что всего для новой железной дороги длиной около 770 километров потребуется создать более 340 искусственных сооружений, а также ряд внеклассных мостов через реки Ока, Сура и Волга. Магистраль будет иметь около 800 разноуровневых пересечений с инфраструктурой других видов транспорта. Это колоссальный объем работ! 

– Расскажите, пожалуйста, о роли Общественного совета по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ.

– Совет был создан по инициативе «РЖД» в апреле 2012 года как консультационно-совещательный орган. Участие в его работе принимают представители федеральных и региональных властей, научного и бизнес-сообществ, топ-менеджеры «РЖД» и дочерних обществ нашей компании.

Участники Общественного совета рассматривали вопросы реализации проектов ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Екатеринбургом, Москвой и Адлером. Эксперты пришли к выводу, что совокупный социально-экономический эффект от реализации этих проектов превышает планируемые инвестиции, оказывая положительное влияние на экономику регионов. А существенное повышение мобильности населения в конечном итоге ведет к повсеместному интенсивному развитию экономики.

Итогом заседаний Общественного совета стали рекомендации органам государственной власти поддержать финансирование проектов скоростного и высокоскоростного сообщения с привлечением бюджетных и внебюджетных источников. ОАО «РЖД» было рекомендовано доработать варианты строительства ВСМ для обеспечения связи городов Центрального федерального округа с городами Приволжского и Уральского округов, что компанией и было сделано. 

– В «РЖД» разработан специальный закон, аналогичный Олимпийскому, предполагающий упрощенный порядок резервирования, изъятия, выкупа земель для осуществления проекта ВСМ, получения налоговых льгот. На какой стадии находится данный законопроект? В чем его важность?

– При нашем участии на государственном уровне разработан и актуализирован ряд программных документов, среди них Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 года, Транспортная стратегия РФ, Генеральная схема развития сети железных дорог. Все эти документы предусматривают создание национальной сети высокоскоростных магистралей, охватывающих территорию с населением свыше ста миллионов человек (это почти 70 процентов всех россиян).

Для дальнейшей реализации планов, связанных с ВСМ, необходима корректировка действующей правовой основы проекта. Отправной точкой должен стать Указ президента РФ «О развитии высокоскоростного железнодорожного движения в России», в котором должен быть нормативно закреплен перечень поручений по подготовке и реализации проекта ВСМ Москва – Казань, определен список наиболее значимых параметров проекта и предусмотрены источники финансирования работ по проектированию магистрали.

Органами государственной власти прорабатывается также вопрос о необходимости внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации по налогообложению, земельно-имущественным отношениям (в том числе с учетом опыта подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи). Региональные администрации оказывают нам поддержку в согласовании трассы прохождения магистрали и резервировании земель, что, безусловно, важно для скорейшей реализации проекта. 

– Для нее исключительно важно и создание нормативно-технической базы, техрегламентов и стандартов. Как продвигается работа по этой части? Есть ли проблемы?

– Для обеспечения всех процессов управления нами создан проектный офис инвестиционного проекта «Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань». В его работе участвуют вице-президенты и топ-менеджеры компании, курирующие вопросы финансов и экономики, развития пассажирских перевозок, эксплуатации инфраструктуры и организации перевозочного процесса, инновационного развития, строительства, взаимодействия с органами власти, подготовки персонала и т.п.

Офис координирует создание параметров проекта и механизмов его реализации. В сфере его ответственности находится и выработка технических, технологических и информационных решений, применяемых при строительстве и эксплуатации ВСМ, а также предложений по соответствующим научным исследованиям.

В «РЖД» создана дочерняя компания ОАО «Скоростные магистрали». Она будет выступать заказчиком работ по проекту ВСМ Москва – Казань, включая подготовку основных документов и привлечение финансирования. Сетевой план-график по реализации проекта согласован в установленном порядке всеми заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. 

– Владимир Иванович, спасибо за исчерпывающие ответы. 



"Евразия вести"
30 июля 2014
16:48
Поделиться
;