Главное – искренность и доброта
Как студенты из Чувашии стали частью мировой истории
По отзывам многих, кому удалось побывать на зимних Олимпийских играх, первое, что бросалось в глаза — это работа волонтеров. 25 000 человек добровольно и бескорыстно трудились в Сочи. Причем не только из России, но и из других стран. Из Чувашии на Олимпиаду-2014 отправилось около 30 волонтеров. О том, как развивается волонтерство в Чувашии, какие у этого движения трудности и перспективы, рассказывает начальник отдела молодежного и общественного развития города Чебоксары Эльдар Черкесов.

– Почему на Олимпиаду поехали в основном студенты из Волжского филиала МАДИ?
– Основной центр подготовки волонтеров в Чувашии – Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета МАДИ. В Москве у этого учреждения существует свой волонтерский центр. Чебоксарским студентам из филиала МАДИ повезло – им не пришлось ехать на обучение в Москву. В марте прошлого года из Москвы в Чебоксары приехали сотрудники волонтерского центра с целью подготовки волонтеров. В базу регистрировали всех, но предпочтение, по понятным причинам, отдавали своим студентам. Обучение прошло 300 человек. Конечно, на Олимпиаду поехали не все желающие. Ведь команда добровольцев – это лицо республики, и одного желания может быть недостаточно. Человек должен был пройти профессиональную подготовку – и моральную, и физическую.
– О зимних Олимпийских играх, которые завершились 23 февраля, говорят разное. Какое мнение сложилось у волонтеров – представителей Чувашской Республики?
– Мнение только позитивное. Сам, к сожалению, не смог побывать на Олимпиаде. Даже президент Международного олимпийского комитета, когда приехал в Сочи, изъявил желание первые два дня пожить вместе с волонтерами и спортсменами в олимпийской деревне. Это о многом говорит.
– Какие функции исполняли в Сочи наши ребята?
– Волонтеры из МАДИ отвечали за транспорт – за парковку, встречу шаттлов, ребята следили, чтобы транспорт вовремя доставлялся, чтобы его парковали в отведенных для этого местах, объясняли иностранцам, как они могут сесть на общественный транспорт, и так далее. Я не скажу, что работать на Олимпиаде было легко. Но бытовые моменты уходят на дальний план, а новые связи, наработка общественного опыта – их ценность не потеряется никогда.
Ребятам проезд до Москвы оплачивал Волжский филиал МАДИ, а до места назначения – волонтерский центр. Нагрузка не ложилась на республику или городской бюджет.
– Расскажите о тех временах, когда в Чувашии еще не было волонтеров. Вас, я слышала, называют основателем волонтерского движения в республике? С чего все начиналось?
– Да нет, я не основатель волонтерского движения (смеется). В силу того, что я нахожусь на муниципальной службе, мне проще, имея возможность общаться с молодежью, продвигать эту тему. А она интересная. Пока ты молод, нужно начинать свой путь с благого, с добра. Все остальное приложится. Понятно, что лет в 30-35 не каждому дано стать волонтером, – в жизни появляются другие задачи, цели… Хотя в Санкт-Петербурге есть прекрасный пример, так называемые «серебряные волонтеры», которым за 50-60 лет. Это немножко другая возрастная категория, они уже все в жизни повидали, но все-таки чего-то недополучили. Я бы не стал называть себя передовиком. Просто есть люди, с которыми я нахожу общий язык, и мы вместе эту тему развиваем.
– Эльдар Хасанович, тогда сформулирую вопрос иначе: с чего все начиналось именно для Вас?
– В 2011 году я съездил на Форум спортивных волонтеров в Адлер. Тогда появилась федеральная программа подготовки спортивных волонтеров и менеджеров «Команда-2018». Изначально целью проекта была подготовка волонтеров и менеджеров на Чемпионат Мира по футболу 2018 года, который пройдет в нашей стране. С тех пор я, так сказать, влился… Разработал проект «Час спорта со звездой». Мы приглашали на наши мероприятия знаменитых спортсменов. После этого я устроился на муниципальную службу, и понял, что, поскольку я работаю с молодежью, популяризировать волонтерство в этой позиции будет гораздо проще. Сейчас я вижу огромнейший ажиотаж абсолютно во всех слоях населения. Даже начал составлять список, в который вношу людей старше 30 лет, мечтающих попасть в Школу волонтеров.
– Что это за люди – волонтеры? Зачем они к вам приходят, что им нужно?
– Потрясающий вопрос! Мы всегда задаем его в Школе волонтеров. «Может, вы хотите заработать? Мы здесь денег не зарабатываем». Сегодняшний возрастной портрет волонтера – это 16-17 лет, школьники. Ключ в том, что сегодня они учатся в Школе волонтеров, а завтра они будут пробовать себя в коммерческом проекте. Откровенно говоря, на работу сейчас не берут тех, у кого есть просто диплом об образовании. Грамотный руководитель хочет видеть в своей команде тех, у кого есть какая-то общественная нагрузка за спиной. И те ребята, которые привезут из Сочи дипломы и благодарности, – они прошли настоящую школу выживания. Если человек ложится спать в два часа ночи, встает в пять утра, но при этом не ноет – он готов к жизни.
Когда меня спрашивают, какими качествами должен обладать волонтер, я всегда называю две черты характера: доброта и искренность. Все остальное – преходяще.
– Вы проводите собеседование при приеме в Школу волонтеров. Почему вы решили, что это необходимо? Разве на обучение не может прийти абсолютно любой желающий?
– Главная цель – понять, что движет человеком. Надо различать мотивацию и стимул. Мотивация – это то, что движет тобой изнутри. А стимул – это грамоты, благодарности, интервью в СМИ, телевизионный сюжет с вашим участием, запись в личной книжке волонтера, признание в обществе… Помню самое яркое собеседование. Пришел молодой человек, школьник. Он сказал: «Я не совсем понимаю, чем занимаются волонтеры. Но у меня есть проблема: я постоянно «косячу». И если я попаду в Школу волонтеров, то хотя бы неделю буду делать правильные вещи». Понимаете, этот парень не придумывал красивых слов, не задумывался над тем, как он выражается… Он просто был искренним. Он всем своим видом показывал, что ему нужна была команда, которую он не сможет подвести.
Парадокс в том, что Школа волонтеров не учит быть волонтером. Мы даем просто ресурсы. Мы учим ребят работать в команде, создавать проекты и защищать их, рассказываем, как правильно реагировать на стрессовые ситуации... Показываем ребятам лучшие практики волонтерских движений, которые есть в Чебоксарах и в республике.
– Эльдар Хасанович, расскажите о ваших ближайших планах.
– Сейчас мы хотим запустить Школу волонтеров бальзаковского возраста. Она предназначена для родителей тех ребят, которые участвуют в этом движении. Многие папы и мамы не понимают, чем занимаются их дети, куда их постоянно привлекают, кому и зачем это надо. Разумеется, во время перестройки, когда развалился СССР, было не до каких-то «добрых дел». С инициативой создать Школу волонтеров для своих родителей вышли сами ребята.
– Школа волонтеров существует совсем недавно – с февраля 2013 года. Многие за этот период успели пройти обучение?
– Всего было четыре набора. Первые два набора по 30 человек полностью реализовывались за счет городского бюджета. Потом мы подали проект «Школа волонтеров» на грант по линии Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и получили поддержку на реализацию следующих трех наборов. Один из этих наборов был в ноябре прошлого года, второй – в феврале. Третий мы решили сделать целевым, потому что скоро – празднование Дня победы. Прием заявок начнем уже 20 марта.
– Как это произойдет?
– Через группу «ВКонтакте», которая называется «Школа волонтеров». Желающий человек заполняет анкету, мы оперативно ее получаем. Последние два набора были рассчитаны не на 30 человек, а на 100. На последний набор мы получили 303 заявки на 100 мест.
– Как вы поддерживаете связь с теми, кто окончил Школу? Существует какая-то волонтерская база?
– Социальная сеть! Мы недавно предприняли вторую попытку запуска реестра волонтеров. Но это, признаться, тяжело. В Санкт-Петербурге есть хорошая практика. Там работает Добровольческое агентство Санкт-Петербурга (Добросайт.рф). Он очень удобен с точки зрения привлечения волонтеров на какие-то мероприятия. Там размещается информация о проведении какого-либо мероприятия. Все зарегистрированные на сайте волонтеры тут же получают это сообщение. Тот, кто готов помочь, сразу дает об этом знать. И в он-лайн режиме видно, какое количество людей необходимо на данное мероприятие, а сколько уже набрано. К сожалению, у нас такого сайта нет, а он бы сильно упростил ситуацию. Пока мы находим друг друга через группу «Волонтерский центр» «ВКонтакте». Нужна четкая связь между тем, кому нужна эта помощь, и тем, кто готов ее оказать.
– В Европе добровольческой деятельностью занимаются люди абсолютно всех возрастов. Почему в России это не развито?
– Мы только на пути к этому. Я уверен, что к этому придем лет через 10-15. Но сегодня нам мешает наш особенный менталитет, когда на первом месте для многих стоит вопрос: «Как заработать больше денег?» Люди не привыкли делать что-то бесплатно. Но это меняется. Если говорить о Европе, там и отношение к волонтерам совсем другое. У них есть социальные пакеты, различные льготы, например, в транспорте.
В Санкт-Петербурге, опять-таки, есть, чем «похвастаться» в этом направлении. У волонтеров существуют так называемые «доброкарты». Каждая такая карточка – именная. У комитета по делам молодежи есть договоренность с различными кафе, книжными магазинами, развлекательными центрами, в которых ребятам дается скидка. У нас пока эта тема не развивается. Я думаю, что со стороны наших потенциальных партнеров есть заинтересованность в сотрудничестве такого рода. Просто нужен человек, который возьмется за эту тему и доведет ее до ума.
– Эльдар Хасанович, приходится ли встречаться с потребительским отношением к волонтерам?
– Раньше бывало. Но я уже давно не сталкивался с таким отношением, перемены действительно есть. Основным заинтересованным лицом на сегодняшний день является администрация города, и со своими коллегами в этом вопросе у меня полное понимание. Я настаиваю на том, чтобы тот, кто просит о помощи, по крайней мере, поблагодарил ребят. Конечно, можно по-разному относиться к благодарственным письмам. Но все-таки, я повторюсь, сегодня о человеке действительно судят не по цвету его диплома, а по тому социальному опыту, который есть у него за спиной.
материал: Анна Никитина