Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Без дорог у города нет будущего

Без дорог у города нет будущего

НО ТОЛЬКО ИХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ТРАНСПОРТНУЮ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШИТЬ

В феврале состоятся публичные слушания по проекту нового Генплана Чебоксарского городского округа. Напомним, что над этим документом работали санкт-петербургские архитекторы из института ОАО «РосНИПИурбанистики». По мнению ряда специалистов, особого внимания в генеральном плане требует проблема транспортной доступности и парковки автомобилей. А вот что по этому поводу думает Евгений ТЕРТЫШНЫЙ, почетный гражданин г. Чебоксары, заслуженный строитель России.

РАЗВЯЗКИ НЕ ПОМОГУТ
– Считаю, что генплан сделан добротно, но все же нуждается в корректировке. Например, одно из основных направлений строительства Чебоксар – Новый город. На первый взгляд может показаться, что он избавлен от транспортных проблем. Здесь хорошо продумана система улично-дорожной сети, рядом проходит трасса Чебоксары – Новочебоксарск. Генпланом преду-смотрено строительство двух многоуровневых транспортных развязок. Но есть одно «но».
Четырехкилометровый участок от поста ГИБДД возле Восточного поселка до пересечения с автодорогой «Вятка» у Новочебоксарска сильно перегружен, и, если построить развязки, соединяющие Новый город с основной трассой, у водителей появится искушение совершить объездной маневр по улицам Нового города. Так будет быстрее и проще, но станет бедствием для жителей микрорайона.

КАК СЭКОНОМИТЬ НА ДОРОГЕ
Поэтому прежде чем строить транспортные развязки возле Нового города, я бы предложил провести реконструкцию автодороги Чебоксары – Новочебоксарск. Многие скажут, что изменение параметров трассы – дело затратное и сложное, и это правда. Но только не в данном случае. Ведь дорога будет расширяться в пределах обочин. А значит, не будет проблем и затрат с отводом земли и переносом коммуникаций.
Трассу Чебоксары – Новочебоксарск безболезненно можно расширить на две и даже четыре полосы. При этом отпадет необходимость строительства дублирующей автомагистрали, о чем речь уже идет давно. Стоимость этой дороги будет несоизмеримо выше, и времени потребуется много больше, чем на реконструкцию имеющейся трассы. Я предлагаю проектантам и городским властям учесть этот момент. Ведь возведение Нового города будет вестись высокими темпами. Люди должны чувствовать себя там комфортно.

ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ
Транспортную проблему, которая обострилась в российских городах в связи с активной автомобилизацией, приходилось решать и в других странах. В США – в 30-е годы, в Европе – в 50-60-е годы прошлого столетия. У них уже тогда приходилось 400 автомобилей на тысячу жителей. Россия сейчас подходит к этой черте, а за ней, если не предпринять экстренных мер, транспортный коллапс на улицах будет неизбежен.
Так вот тогда-то западные урбанисты и подсчитали, что под улично-дорожную сеть надо отводить 30% застраиваемой территории. В наших городах под дороги обычно резервируется не более 10-15%. Генплан Чебоксарского городского округа должен опираться на мировой опыт, велосипед тут изобретать не надо.
Для переосмысления застройки города надо свести воедино земле-устроительные и транспортные характеристики, оценить их соответствие росту автомобилизации населения, посмотреть на мировой опыт и изменения, происходящие сейчас в застройке городов России.

ОВРАГИ ВО БЛАГО
В столице Чувашии сложный ландшафт. Город изрыт оврагами, и это также должно отражаться в генплане. Чебоксарам нужно строить или много мостов, что стоит больших денег, или использовать овраги для прокладки улиц. Такой опыт можно позаимствовать, например, у соседей-нижегородцев. Там съезды к Волге начали строить еще пару веков назад, а потому речные берега имеют цивилизованный вид и используются для движения автомобилей.
Чебоксарам без этого также не обойтись. Но одним лишь строительством дорог транспортную проблему вряд ли удастся решить. Это комплексная задача. Ведь основные проблемы происходят не от едущего, а от стоящего транспорта. В движении, как правило, находятся всего 10-15% автомобилей, остальные стоят.Западные урбанисты подсчитали, что под улично-дорожную сеть надо отводить 30% застраиваемой территории. В наших городах под дороги обычно резервируется не более 10-15%.

ТАКИЕ НУЖНЫЕ ПАРКОВКИ
Приехал водитель на работу – остановился, приехал домой – опять встал. И значит, строительство парковок не менее важно, чем строительство дорог. Мировая практика говорит, что каждому автомобилю необходимо две-три стоянки: возле дома, возле работы, да еще и промежуточные – завод, магазин, стадион, кинотеатр и тому подобное. Все это тоже должно быть прописано в генплане нашего любимого городского округа.
А вот в центре Чебоксар число стоянок должно быть минимальным. Парковка здесь должна быть платной, к чему приходят сейчас все российские мегаполисы. А как же тогда добираться до центра, спросите вы? Ответ один – на общественном транспорте. Но надо понимать, что полной окупаемости и в развитии общественного транспорта, и в строительстве парковок добиться не удастся. Нужны будут дотации из бюджета.Высказаться по транспортной проблеме изъявили желание еще ряд независимых экспертов. С их мнением мы познакомим вас в следующих номерах газеты.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. Нынешний генплан составлялся на основе комплексных оценок. И вот некоторые из них. К 2035 году численность населения Чебоксар с 475 тысяч человек увеличится до 550 тысяч. Средняя обеспеченность жильем составит 40 кв. м на человека (сегодня этот показатель – 22 кв. м). Объем муниципального жилого фонда должен увеличиться в два с лишним раза. Девять из десяти возводимых домов будут многоэтажными. Леонид Никитин 



"Советская Чувашия"
11 января 2014
21:05
Поделиться
;