Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

На принципах социальной ответственности и партнёрства

На принципах социальной ответственности и партнёрства

Пассажирские перевозки 

В соответствии с параметрами Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года спрос на пассажирские перевозки может увеличиться в 1,8–2,1 раза. Поэтому стратегическим приоритетом бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» является рост качества услуг для пассажиров по параметрам комплексности, доступности, пунктуальности и, главное, скорости. 

Для выполнения этих задач намечены три основных направления развития. Это, во-первых, повышение качества перевозок в дальнем следовании, что связано с оптимизацией маршрутной сети, формирование удобного для пассажиров расписания движения, повышение гибкости тарифной политики, улучшение уровня сервиса в поездах. В текущем году дочерней Федеральной пассажирской компанией проведена оптимизация маршрутной сети и сокращены объёмы нерентабельных перевозок, что подчас вызывает критику жителей определённых регионов. Но мы просто были вынуждены идти на такие меры, потому что нам необходимо было вписаться в тот объём государственных субсидий, который выделялся. 

При этом запущено несколько новых поездов. Первым регионом, выразившим готовность финансово участвовать в организации перевозок пассажиров поездами дальнего следования, стала Ингушетия. Я хочу поблагодарить республику за поддержку наших усилий в этой области. 

Начата эксплуатация двухэтажных вагонов на маршруте Москва – Адлер. В результате применения инновационных вагонов стоимость проезда снижена на 30% от цены билетов в обычном купе. 

Запущена программа лояльности для пассажиров, к которой уже присоединилось более 400 тыс. человек. Активно расширяется применение маркетинговых акций и механизмов гибкого ценообразования на проезд в дерегулированном сегменте. В 2014 году для повышения ценовой привлекательности перевозок и сглаживания «тарифного шока» 2013 года принято решение не повышать тарифы на перевозки в вагонах купе и СВ, а в регулируемом сегменте тарифы будут повышены всего на 4,2%, что значительно ниже инфляции. 

Вторым стратегическим направлением является строительство выделенных высокоскоростных магистралей и развитие скоростных перевозок по существующим линиям. Первоочередным проектом здесь является развитие высокоскоростного транспорта в виде строительства ВСМ-2 Москва – Казань. Проект широко освещался и в прессе, и при различных обсуждениях. Я не буду сейчас на этом останавливаться, скажу только, что факт заинтересованности общества в развитии скоростного и высокоскоростного движения подчёркивается тем, что в этом году компания перевезла 10-миллионного пассажира поезда «Сапсан» и миллионного пассажира поезда «Аллегро». 

На «Сапсан» купить билеты день в день или даже за несколько дней, как все знают, бывает уже просто невозможно. И, пользуясь случаем, я хочу извиниться перед членами правительства и Федерального собрания за то, что своим решением ликвидировал бронь на «Сапсаны». Поймите нас правильно, это сделано не потому, что мы демонстрируем неуважение к органам власти, а потому, что не хотим, чтобы в обществе существовали какие-то негативные сантименты на этот счёт. Я думаю, что вы нас поймёте и поддержите в этом отношении. При этом, если мы говорим о повышении качества обслуживания, то оно, конечно, связано и с использованием самых новых методик приобретения билетов, в том числе через Интернет. 

Что же касается ВСМ, то мы сейчас проводим работу по доработке финансовой модели реализации проекта и в соответствии с решениями правительства в первом квартале 2014 года совместно с Минтрансом должны будем выдвинуть соответствующие доработанные предложения. 

Считаю необходимым сказать отдельно о пригородных перевозках. Основной проблемой здесь является их убыточность. Два года назад федеральное правительство дало поручение руководству регионов принять меры по ограничению роста тарифов на пригородные железнодорожные перевозки и обеспечить полную компенсацию потерь в доходах перевозчиков. Это поручение многими субъектами Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не выполняется. 

Из необходимых 16,8 млрд компенсации выпадающих доходов в этом году будет перечислено только 5,9 млрд руб. В 5 регионах перевозки самоокупаемы, и субсидии не требуются. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Астраханская область, Республика Адыгея. В 8 регионах будет обеспечена безубыточная деятельность – это Рязанская, Сахалинская, Самарская, Волгоградская, Новосибирская, Тюменская области, Республика Коми, Красноярский край. Ещё 10 регионов близки к полной компенсации, а вот в остальных 50 регионах ситуацию можно охарактеризовать как проблемную. 

Нередко местные власти предпринимают непопулярные меры по сокращению вообще размеров движения и значительному повышению тарифов на перевозки. 

Всё это вынуждает пригородные компании обращаться с исками о возмещении убытков в арбитражные суды и таким образом получать поддержку своих законных требований. 

В сложившихся условиях вывод пригородных перевозок на безубыточный уровень и формирование за счёт этого источника для обновления поездов, платформ, вокзалов является важнейшей задачей. Но в её решении каждая из сторон должна нести свою меру ответственности. В соответствии с законодательством задача субъектов – определять требуемые объёмы движения, устанавливать доступные для населения тарифы, возмещать выпадающие доходы перевозчиков вследствие тарифного регулирования. Задача холдинга – обеспечивать перевозки качественно, безопасно, по графику, оптимизировать издержки и обеспечить необходимый объём перевозки. 

Согласно трёхлетнему федеральному бюджету финансирование данного вида деятельности в 2014 году составит около 24,4 млрд руб., а вот начиная с 2015 года (пока изменение не внесено) предполагается сокращение субсидий на это направление. 

В новых регуляторных условиях, с учётом текущей экономической ситуации, ОАО «РЖД» лишается возможности поддерживать пригородные пассажирские перевозки за счёт перекрёстного субсидирования. В этом надо просто-напросто отдавать отчёт. В связи с этим советами директоров пригородных компаний при одобрении договоров с субъектами Российской Федерации на 2014 год генеральным директорам ППК предписано заключать договоры на транспортное обслуживание только на срок действия и объёмы, обеспеченные соответствующим финансированием, то есть на безубыточность. 


Инфраструктура 

Основные приоритеты развития инфраструктурного комплекса определяются его естественно-монопольным характером и заключаются в эффективном расширении перевозок, снижении издержек, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов по критериям: скорость, надёжность, повышение провозных способностей. 

В текущем году внедрение ряда технологических инициатив и повышение эффективности работы позволили обеспечить положительную динамику по основным параметрам. Так, средний вес поезда увеличен на 21 тонну к прошлому году, по сети железных дорог отправлено более 23 тысяч составов весом свыше 8 тыс. тонн – это на 29% выше уровня прошлого года. Среднесуточная производительность локомотива увеличена к 2012 году на 1,5%. 

Средняя маршрутная скорость доставки грузов составила 525 км/сутки, а ускоренных контейнерных поездов – 861 км/сутки. В результате средняя скорость доставки гружёной отправки возросла, по предварительным оценкам, на 6 км/сутки, а надёжность доставки грузовых отправок увеличена на 5,5%. 

Значительно повышена эффективность проведения годовой кампании по ремонту пути. В режиме длительного закрытия на 291 закрытом перегоне отремонтировано 2035 км пути. Более 1000 км предполагается отремонтировать по технологии зимней укладки. Выросло качество планирования и использования «окон». 

В 2013 году в рамках ранее принятых правлением решений об обновлении парка путевых машин осуществляется поставка по лизинговым договорам более 480 единиц техники на общую сумму свыше 3,5 млрд руб. 

В целях повышения эффективности использования локомотивов стратегической задачей является переход к управлению тягой по полигонам обращения локомотивов, а также унификация парка локомотивов по полигонам. Активный вклад в её решение в текущем году внесло создание центров управления тяговыми ресурсами. 

Компанией продолжена работа по переходу на сервисное обслуживание, когда 7,5 тыс. локомотивов будут обслуживаться производителями. Основная цель – обеспечить необходимое качество технически исправных локомотивов. Проводимая работа позволила на 13% снизить отказы в локомотивном комплексе уже в текущем году. 

Совместно с ведущими промышленными предприятиями продолжается разработка инновационных технических решений для инфраструктуры. В частности, речь идёт о выпуске 100-метровых рельсов компаниями «ЕВРАЗ» и «Мечел» на новых производственных линиях, инвестиции в которые осуществлены под долгосрочные контракты с ОАО «РЖД». 


Безопасность движения 

Важнейшим вопросом в деятельности по управлению компанией являются вопросы обеспечения безопасности. В текущем году компания продолжила реализацию стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге. В следующем году нам предстоит решить сложнейшую задачу повышения эффективности и безопасности работы в условиях существенных ограничений по расходам. C момента создания компании в реализацию Программы повышения безопасности движения инвестировано более 46,3 млрд руб. 

В 2013 году 200 работников, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, награждены знаком «За безопасность движения». В целом по компании общее количество транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением Правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, снижено на 5% к уровню 2012 года. Без крушений и аварий отработали коллективы 13 железных дорог из 16. 

Вместе с тем в 2013 году ситуация с эксплуатацией потенциально опасной продукции заводов-изготовителей достигла критической отметки. Допущено 37 случаев излома боковых рам тележек грузовых вагонов, 7 из которых классифицированы как крушение. Положение с качеством крупногабаритного вагонного литья побудило на государственном уровне образовать специальную правительственную комиссию для принятия решений, направленных на исключение изломов. Проведена системная работа по повышению ответственности участников перевозочного процесса, актуализации нормативной базы. Принято решение о необходимости придания некоторым документам международного статуса через их утверждение на Совете по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Мы надеемся также на государственную поддержку инициатив ОАО «РЖД», направленных на защиту её инфраструктуры, особенно в вопросах обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах. 

Не могу не остановиться на работе железнодорожников в сложный период борьбы с наводнением, затронувшим не только регионы Дальнего Востока, но и Южный Урал. Стихия ударила по тысячам и тысячам людей. Пострадало и 1707 семей железнодорожников. 

В этих условиях компания: 
– организовала общественный сбор средств на поддержку вместе с профсоюзной организацией; 
– мы обеспечили бесперебойное функционирование железнодорожной инфраструктуры; 
– организован вывоз детей из районов бедствия и предоставлены для школьников оздоровительные лагеря ОАО «РЖД»; 
– обеспечено размещение эвакуированного населения в пассажирских вагонах. 

Для ликвидации последствий паводка в сентябре – декабре 2013 года ОАО «РЖД» организована перевозка грузов без взыскания провозных платежей в соответствии с решением правительства. И в общей сложности было перевезено более 2,5 тыс. тонн гуманитарных грузов, более 450 тыс. тонн каменного угля, строительных и иных грузов. 

Для сбора благотворительных средств был открыт единый счёт, и на него было перечислено 154 млн 203 тыс. 455 руб. добровольной помощи. Я хочу поблагодарить всех железнодорожников за то, что они откликнулись и помогли своим товарищам. 


Международная деятельность 

Международная деятельность компании была направлена на углубление интеграции в мировую транспортную систему и увеличение потенциала на зарубежных рынках. Работа формата Совета по железнодорожному транспорту представляется стратегически важной, и её необходимо продолжать. 

Мы сегодня председательствуем в Международном союзе железных дорог. Только что завершилась в Париже 82-я сессия Генеральной ассамблеи МСЖД. На ней русский язык уже звучал как рабочий язык организации. 

Значительных результатов удалось достичь в сфере совершенствования правовой базы железнодорожных перевозок в международном сообщении благодаря продуктивной работе представителей ОАО «РЖД» в рамках работы ОСЖД. 

На протяжении года велась работа над созданием единого транспортного права в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций, которую проводит от России Министерство транспорта. А ОАО «РЖД» там выступает в роли экспертов и участников. 

Понятно, что в условиях ограничения доходности перевозок внутри страны, ограничения на расходование средств мы активно ищем возможности заработка дополнительных средств на третьих рынках. Активно развивалось сотрудничество в сфере транспортно-логистических услуг с нашими коллегами из Азиатско-Тихоокеанского региона. Новые шаги в рамках совместных проектов были сделаны в этом году с китайскими, монгольскими, японскими, вьетнамскими, северо- и южнокорейскими партнёрами. 

2 августа состоялся демонстрационный пропуск поезда с углем из России в КНР через железнодорожный пограничный переход Махалино – Хуньчунь. В ближайшее время планируется организовать перевозки через этот переход на регулярной основе. Обеспечена реализация мероприятий по повышению уставного капитала Улан-Баторской железной дороги при поддержке правительства. 

Завершена реконструкция будущего элемента Транскорейской железнодорожной магистрали на участке от границы России до порта Раджин. 

В рамках создания нового евразийского транспортного коридора в 2013 году проводилась огромная работа по созданию транспортного коридора от Тихого океана через территорию Казахстана, России, Украины, Словакии до Вены. В этом году объявлен тендер на производство проектных работ. 

В текущем году структуры холдинга подписали значимые контракты на выполнение работ по строительству железнодорожной инфраструктуры на территории Сербии. Мы активно работаем и реализуем концессионные соглашения в Армении. Подписано соглашение ОАО «РЖД» с «Вьетнамскими железными дорогами» и компанией «Ан Вьен» о сотрудничестве в области проектирования и строительства железнодорожной инфраструктуры на юге этой страны. 

Продолжается работа, и она поддерживается Правительством Российской Федерации, по продвижению проекта развития инфраструктуры на острове Калимантан в Индонезии. 

ОАО «РЖД» подало заявления на участие в международных конкурсах в Фонд развития активов Греческой Республики. 


Социальная политика 

Безусловно, говоря о производственных успехах и проблемах, нельзя не остановиться на вопросах социальной политики в компании. С учётом масштабов деятельности и статуса холдинга «РЖД» как крупнейшего работодателя страны ключевым приоритетом являются обеспечение стабильного развития кадрового потенциала, реализация политики социальной ответственности перед работниками, обществом и государством. 

Для решения этих задач в 2013 году на выполнение обязательств, предусмотренных Коллективным договором, направлено около 104 млрд руб. 

Среднемесячная заработная плата работников «РЖД» за 2013 год проиндексирована в марте – на 1,9%, в октябре – на 3,8% и составит более 39 тыс. руб. Рост к прошлому году – 8,9%, в реальном исчислении – 2,1%. При этом рост производительности труда составит 3%. Мы сохраняем экономически обоснованное соотношение между динамикой повышения производительности и оплаты труда. 

Хочу отметить, что в компании вновь подписан на трёхлетний период Коллективный договор. Я считаю это важнейшим достижением и администрации, и самого трудового коллектива. 

Ярким примером сочетания принципов страхового, накопительного и долевого софинансирования является работа нашего негосударственного пенсионного фонда. Более 256 тыс. бывших работников РЖД уже получают корпоративную пенсию. Общее количество работников, формирующих свою негосударственную пенсию, превысило 640 тыс. человек. 

Важнейшей задачей социального блока мы считаем в условиях совершенствования системы управления и повышения требований к менеджменту компании повышение уровня подготовки и информированности персонала. 

Для этого мы активно развиваем корпоративную систему бизнес-образования, базовым элементом которой является Корпоративный университет ОАО «РЖД». Осуществляются Дни информирования внутри компании, их участниками стали более 220 тыс. сотрудников. 

Мы придаём огромное значение пропаганде здорового образа жизни, популяризации занятий физической культурой и спортом среди работников. От результатов этой работы во многом зависит моральный дух миллионного коллектива российских железных дорог. Всего на сети состоялось более 1800 спортивных мероприятий, в которых приняли участие 163 тыс. человек. Профессиональные спортивные клубы, выступающие под брендом «Локомотив», добились значительных результатов на международной арене и тем самым также пропагандируют здоровый образ жизни. В частности, это баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань», который стал обладателем Кубка Европы, волейбольный клуб «Локомотив-Новосибирск», одержавший победу в волейбольной Лиге чемпионов, пляжный футбольный клуб «Локомотив», который стал победителем Лиги европейских чемпионов. 

В этой связи я хотел бы сделать краткое отступление. Сегодня выдвигаются предложения, что вот, давайте запретим государственным компаниям финансировать профессиональные виды спорта. Давайте! Для нас это нагрузка. Но только мы должны отдавать себе отчёт в том, что тогда эта нагрузка должна быть перераспределена на бюджет и иные конкретные источники. 

У профессионального клуба «Локомотив» – спортивная школа, в которой занимаются дети. Например, «Локоболы», которые мы проводим, только в Южном федеральном округе собирают 60–100 тыс. участников. Это дети одной из проблемных территорий России, они привлекаются к спорту. Поэтому мне кажется, что это нужно понимать не как какое-то желание компании с государственным участием расходовать эти средства, а как необходимость. И эта необходимость должна получать соответствующую оценку и поддержку государства. Это не по принципу – от жиру бесятся, а по принципу той самой социальной ответственности, о которой столь часто говорится. 


Задачи на 2014 год 

Позвольте в заключение сказать о задачах на 2014 год. Важнейшие стратегические задачи компании: 
– завершение формирования системы корпоративного управления ОАО «РЖД» с чётким определением целей, прав и ответственности руководителя на основе КПЭ; 
– рост экономической эффективности деятельности и оптимизация издержек в соответствии с утверждённым финансовым планом компании; 
– предоставление в Правительство Российской Федерации необходимых предложений по изменению роли и ответственности участников рынка грузовых перевозок; 
– формирование программы действий и проектов, направленных на выполнение стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года; 
– обеспечение на высшем уровне транспортного обслуживания в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году; 
– проведение работы с Правительством РФ по заключению регуляторного (сетевого) контракта на обеспечение содержания и развития железнодорожной инфраструктуры; 
– продолжение системной работы по продвижению проектов развития высокоскоростного сообщения в Российской Федерации; 
– интеграция компании GEFCO, расширение логистических услуг, развитие сети терминально-логистических центров; 
– обеспечение погрузки не менее 1 млрд 246 млн тонн; 
– обеспечение пассажирооборота на уровне 141,1 млрд пасс.-км при выводе на положительный финансовый результат пригородного комплекса. 

И последнее. Мы строим логику развития компании, исходя из стратегических государственных целей и задач, и неизменно возвращаемся при этом к вопросу о людях – работниках, которые на самом деле эти задачи и реализуют. Это касается и рядовых сотрудников, и руководителей всех уровней. Именно поэтому мы считаем, что бережное отношение к человеческому потенциалу компании и его развитие для реализации стратегических задач компании является приоритетной задачей. Холдинг «РЖД» находится в авангарде экономической и общественно-политической жизни России и обеспечивает её развитие. 

В преддверии Нового года хочу поздравить всех с этим наступающим светлым праздником, пожелать здоровья, счастья, благополучия вам и вашим семьям! 



"Гудок"
24 декабря 2013
15:20
Поделиться
;