Дефицит средств в бюджетах регионов на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в 2014 году составит около 10 млрд рублей
Проектами бюджетов регионов на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в 2014 году предусмотрено около 7,6 млрд рублей. Ожидаемые убытки от осуществления пригородных пассажирских перевозок в 2014 году в условиях действия льготного исключительного тарифа на услуги инфраструктуры для перевозчиков в размере 0,01 составят более 17 млрд рублей. Таким образом, дефицит средств в бюджетах регионов на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в 2014 году составит около 10 млрд рублей.
Напомним, в 2011 г. Правительство России приняло решение об установлении для перевозчиков льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении для перевозчиков в размере 0,01 от базового уровня (решение о размере коэффициента ежегодно утверждается приказом ФСТ России). Федеральным бюджетом на возмещение потерь в доходах ОАО "РЖД" от оказания услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении на 2011, 2012, 2013 годы были предусмотрены субсидии в размере 25 млрд рублей ежегодно.
На 2014 год федеральным бюджетом предусмотрены субсидии в размере 24,375 млрд рублей. В то же время потребность в федеральных субсидиях в 2014 году составляет 33,1 млрд рублей. Таким образом, некомпенсированные выпадающие доходы ОАО "РЖД" только от предоставления перевозчикам услуг инфраструктуры по действующему льготному тарифу в размере 1% составят почти 9 млрд рублей. Дебиторская задолженность по инфраструктуре в текущем году составляет – около 8 млрд рублей (из 33,1 млрд рублей, необходимых на использование услуг инфраструктуры, государством субсидируется 25 млрд рублей, еще 331 млн руб. оплачивают пригородные компании).
По мнению экспертов, размер справедливого льготного исключительного тарифа на услуги инфраструктуры для перевозчиков должен составлять не 1%, а 27%, т.е. величина предоставляемой перевозчикам "скидки" должна составить не 99%, как в настоящее время, а только 73% и пригородными компаниями должно быть предъявлено регионам в 2014 году к погашению не около 17 млрд рублей, а около 26 млрд рублей убытков, что примерно на 9 млрд руб. больше, чем в текущем году.
Напомним, совокупные убытки холдинга "РЖД" от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году ожидаются свыше 22 млрд рублей. Помимо озвученных уже потерь ОАО "РЖД" по инфраструктуре, снизив, в очередной раз, ставки на ремонт и техническое обслуживание поездов, а также на работу машинистов, ОАО "РЖД" не выставило пригородным пассажирским компаниям за подвижной состав счета на сумму 5,4 млрд рублей. Значительны убытки холдинга РЖД и по субъектам РФ – около 9 млрд рублей.
Неоднократные обращения руководителей ОАО "РЖД" и руководителей пригородных пассажирских компаний-перевозчиков в администрации большинства субъектов с предложением заключить договор и исправить сложившуюся ситуацию по выплате выпадающих доходов ППК на сегодня остаются без внимания.
Так, по состоянию на декабрь 2013 года заключено 95 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 72 субъектами Российской Федерации. Не подписано 4 договора с 4 субъектами РФ (Калининградская область с ОАО "Калининградская ППК", Тверская область с ОАО "СЗ ППК", Самарская область и Челябинская область с ОАО "Башпригород").
Полная компенсация выпадающих доходов в 2013 году ожидается в 13 регионах. В 8 регионах планируется компенсация потерь в доходах от 85% и более. 11 субъектов компенсируют от 50 до 85% убытков ППК. Ряд субъектов РФ фактически отказывается компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний от регулирования тарифов. Так, 31 регион до сих пор не обеспечивает и 50% компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом, а 8 регионов компенсируют менее 10% выпадающих доходов ППК. Еще два субъекта РФ – Вологодская и Ленинградская области – не предусмотрели на субсидирование железнодорожных перевозок ни рубля.
Подчеркнем, что нынешние финансово-экономические условия (принятые решения, определившие тарифы на грузовые перевозки на следующий год) вынуждают компанию оптимизировать свои потери в сфере пригородных железнодорожных перевозок. Поэтому руководством пригородных компаний принято решение заключать договоры на транспортное обслуживание субъектов в 2014 году только на тот срок и объем, на который хватает средств, заложенных в их бюджетах на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. Таким образом, объемы пассажирских перевозок в пригородном железнодорожном сообщении будут приведены в соответствие с оплаченным заказом.
Необходимо отметить, что в настоящее время ведется активная работа по согласованию заказов на транспортное обслуживание населения в регионах. При этом, администрациям регионов предлагается определить оптимальные для субъекта размеры пригородного железнодорожного сообщения. Однако исполнительные органы власти регионов не проявляют активности в заключении договоров на 2014 год. Напомним, в ноябре текущего года в субъектах РФ проводилась акция "Общественная приемная: Добро пожаловаться", где пассажиры подписывали обращения на имя губернатора. Всего в адреса губернаторов субъектов Российской Федерации с просьбой сохранить пригородное железнодорожное сообщение в существующих объемах обратились почти 44 тыс. граждан. Пользователи услуг пригородного железнодорожного транспорта призывали региональные власти уделить должное внимание проблеме транспортной доступности населения, сохранить количество курсирующих пригородных поездов и проводить сбалансированную тарифную политику. Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности не только в масштабах России, но и мира в целом. По законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. В обязанности региональных властей входит формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом в их обязательства (ФЗ № 17 (ст. 8), ФЗ № 184 (п.12, ч.II ст. 26.3)) входит 100% компенсация убытков, которые несет ППК в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ.
Значение пригородного сообщения для регионов России, где электрички перевозят более 40% пассажиров, трудно переоценить и органы власти субъектов РФ сами, в первую очередь, должны быть заинтересованы в финансировании пригородных железнодорожных перевозок. Обеспечивая на них социальный заказ в максимально полном объеме, администрация региона, тем самым, обеспечивает качественную транспортную мобильность своему населению, стимулируя, таким образом, экономическое развитие в своем субъекте. Тем не менее, если сравнивать объемы работы и бюджетные расходы большинства субъектов РФ, можно отметить, что доля железнодорожного транспорта в объеме работы наземного транспорта общего пользования заметно больше, чем по другим видам транспорта, а расходы бюджетов на его содержание – несоизмеримо ниже.
В настоящее время прослеживается четкая тенденция снижения объемов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. Так, с 1 июля 2012 года по инициативе региональных органов власти отменено более 300 пригородных поездов. Например, в Курганской области отменено 19 пригородных поездов (или около 40% к размерам пригородного движения в 2012 году), в Челябинской области – 40 поездов (или более 40%). Также руководством Амурской области принято решение об отмене 12 поездов (или 20%), Новгородской области – 32 поезда (или 39%), Псковской области – 15 поездов (или около 29%), Белгородской области – 14 поездов (или около 16%) и т.д.