Налоговые поступления от реализации проекта ВСМ Москва – Казань превысят 1,5 трлн рублей.
На заседании комиссия по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей были рассмотрены вопросы развития высокоскоростного и скоростного движения в России. В заседании приняли участие эксперты Комиссии РСПП по транспорту, представители палат Федерального Собрания, федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов гражданского общества, научного и экспертного сообщества, иностранных железнодорожных администраций и машиностроительных холдингов.
В своем выступлении председатель Комиссии и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отметил, что развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, высококачественных автомобильных дорог, точно так же как совершенствование водного транспорта и авиационного транспорта – все это является необходимым условием развития любого современного общества, поскольку транспортная инфраструктура является инфраструктурой экономического развития.
"Значение развития проектов высокоскоростного железнодорожного сообщения не замыкается только на интересах одного или нескольких конкретных участников, которые будут реализовывать управление этим высокоскоростным движением. Это, безусловно, и вопросы развития промышленности. На сегодняшний день во всей транспортной сфере, пожалуй, именно железнодорожный транспорт ориентирован на отечественного производителя", - отметил Владимир Якунин.
Участники заседания подчеркнули, что за последний год в ходе реализации проектов ВСМ произошли значимые события. В первую очередь, ОАО "РЖД" удалось получить поддержку всех субъектов федерации и муниципальных образований, в которых планируется развитие высокоскоростного движения: это 17 регионов, расположенных на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Адлер и Москва – Екатеринбург. Совместно с региональными властями были определены места остановок высокоскоростного поезда. Кроме того, был определен пилотный проект, на котором будут реализовываться высокоскоростные технологии – это участок Москва – Казань трассы Москва – Екатеринбург. Такой приоритет был сделан с учетом укрепления межрегиональных связей и потребности развития регионов.
Со стороны ОАО "РЖД" участникам заседания были предоставлены последние данные об экономических эффектах реализации проекта ВСМ Москва – Казань, которые компания получила в ходе обоснования инвестиций в один из самых масштабных инфраструктурных проектов России.
Было отмечено, что проект создаст бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2014-2019 годов в размере 174,6 млрд рублей на этапе строительства и 1,53 трлн рублей на этапе эксплуатации за счет ускорения экономического роста крупнейших агломераций страны. Можно говорить о том, что за счет мультипликативного развития экономики проект начнет возвращать инвестиции уже на этапе строительства.
"Безусловно, для правительства и общества важным вопросом является, как будет осуществляться окупаемость, будет ли пассажиропоток. Факт заключается в том, что в зоне тяготения этого маршрута проживает 35 млн человек, отсюда и рождаются выводы о перспективном пассажиропотоке. Важнейшим инструментом для успешной реализации проекта, конечно, является взвешенная тарифная политика, и здесь мы можем опереться на собственный опыт. Между Москвой и Санкт-Петербургом билетов на "Сапсан" практически всегда не хватает, то есть спрос превышает предложение", - отметил Владимир Якунин.
Причем такой пассажиропоток характерен не только для направления между двумя столицами. Об успешном опыте развития скоростного железнодорожного сообщения поездами "Сапсан" и "Ласточка" рассказал в своем выступлении Алексей Конышев, первый заместитель губернатора Владимирской области по строительству и развитию инфраструктуры. По его словам, на направлениях между Владимиром, Москвой и Нижним Новгородом данный тип сообщения оказался высоко востребованным: средняя наполняемость поездов превышает 80%, количество перевезенных пассажиров из года в год растет.
Реализация проекта ВСМ Москва - Казань сможет оказать еще большее положительное влияние на социально-экономическое развитие области и всех субъектов, на территории которых предполагается проложить магистраль. На этапе строительства ВРП регионов прохождения ВСМ получит мультипликативный прирост в размере 150 млрд рублей в сумме за период 2014-2019 годов. Наибольший рост ВРП будет наблюдаться в Нижегородской области (прирост в размере 496 млрд рублей к 2030 году).
"Возможность пользоваться высокоскоростным движением повысит уровень деловой активности, приток новых инвестиций в промышленные центры области, значительно увеличит поток туристов в исторические центры области: города Суздаль, Верховец и Муром", - сказал Алексей Конышев. Согласно технической документации проекта ВСМ Москва – Казань, поезда будут доставлять пассажиров из Владимира в Нижний Новгород за 1 час 15 минут, а до центра Москвы - всего за 50 минут.
По итогам обсуждения Комиссия РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре обратилось в федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также в Федеральное Собрание с предложением обеспечить государственную поддержку проектов развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. ОАО "РЖД" было рекомендовано продолжить разработку Инвестиционной декларации проектов ВСМ, основных параметров организационно-правовой и финансовой схем реализации этих проектов, а также специальные технические условия на проектирование и строительство ВСМ.