Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

6 ноября Дмитрий Медведев провёл совещание о перспективах развития малой авиации, ходе реализации и финансирования соответствующих целевых программ. Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на совещании с докладом

6 ноября Дмитрий Медведев провёл совещание о перспективах развития малой авиации, ходе реализации и финансирования соответствующих целевых программ. Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на совещании с докладом

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Пассажирские авиаперевозки в нашей стране действительно в последнее время развиваются очень устойчивыми, высокими темпами, примерно в 3 раза опережающими общемировые темпы развития авиаперевозок. За девять месяцев текущего года пассажиропоток действительно вырос на 14%, пассажирооборот – на 16%, а по прогнозам ожидается, что в этом году российские авиакомпании перевезут около 83 млн. пассажиров. Всего же в аэропортах нашей страны будет обслужено порядка 100 млн. пассажиров иностранными и российскими авиакомпаниями. В целом на внутренних воздушных линиях в 2012 году было перевезено 33,5 млн. пассажиров, из которых по межрегиональным маршрутам перевезено лишь 7,25 млн. пассажиров. В этом году, Дмитрий Анатольевич, как Вы уже сказали, этот показатель вырос почти на 16,5% и составит почти 8,5 млн. пассажиров. Мы впервые наблюдаем, что темп роста межрегиональных перевозок в целом будет опережать среднеотраслевой рост. Таким образом, можно говорить, что те меры, которые были приняты Правительством Российской Федерации в 2012–2013 годах, те мероприятия, которые закладывались в рамках проводимых в прошлом году под Вашим руководством совещаний по развитию региональных перевозок, уже позволили изменить ситуацию с региональной авиацией, и это действительно является одним из приоритетов деятельности Минтранса, нашей политики и отражено в соответствующих стратегических документах и Государственной программе развития транспортной системы, в нашей Транспортной стратегии на период до 2030 года. Правительством за этот период было также утверждено три программных документа, направленных на развитие региональной авиации, Вы их назвали, и я, наверное, чуть подробнее остановлюсь на них.

Сначала скажу о целевых показателях этих программ. Эти целевые показатели были приняты за основу при формировании плана деятельности Минтранса на 2013–2018 годы. Среди них рост коэффициента авиационной подвижности к 2020 году до 1. Сейчас он составляет порядка 0,5, по итогам 2012 года, а в 2013 году мы планируем выйти на 0,6, к 2020 году – на единицу.

Также среди таких целевых показателей – увеличение количества авиационных маршрутов с частотой перелётов не менее двух рейсов в неделю, до 1,2 тыс. в 2014 году. Сейчас мы прогнозируем, что по факту мы уже выйдем на этот показатель по итогам 2013 года с учётом тех 100 добавленных маршрутов, о которых Вы сказали в своём выступлении. По целевым показателям в этих программах мы также планируем в 2014 году выйти на то, чтобы на рынке авиаперевозок было как минимум две низкобюджетных компании-авиаперевозчика. Вы уже сказали, что компания «Добролёт» действительно была зарегистрирована 4 октября этого года. Достичь этих показателей мы предполагаем как за счёт реализации мероприятий по совершенствованию воздушного законодательства, так и, естественно, за счёт мер государственной поддержки. В настоящее время в Российской Федерации реализуется четыре программы государственной поддержки именно региональных авиаперевозок. Это и субсидирование внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе (первая наша программа, постановление №1 было принято в январе этого года), и субсидирование региональных перевозок в четырёх федеральных округах (Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном), программа, так называемое постановление №509 – это субсидирование региональных перевозок и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, основанное на поддержке борта, и субсидирование затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для региональных и местных перевозок. Именно по этим программам объём составляет в 2013 году 5,2 млрд. рублей, и мы рассчитываем, что в результате реализации только этих программ дополнительно в 2013 году будет перевезено порядка 500 тыс. пассажиров. Как уже говорилось, открыто порядка 100 новых региональных маршрутов и будет введено в эксплуатацию 30 воздушных судов.

Теперь чуть подробнее о каждой из программ. Первой по очереди и по времени действия была принята программа субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе. Изначально в основе программы был заложен механизм субсидирования части тарифа – 50% на перевозку пассажира. Однако оперативно в ходе реализации этого проекта совместно с аппаратом полномочного представителя Михаила Викторовича Бабича был подготовлен проект и принято в июле постановление Правительства по внесению изменений в данную программу. Мы сохранили полностью маршрутную сетку, немножко изменив пропорции софинансирования. По состоянию на 1 ноября уже перевезено в рамках этой программы 70 тыс. пассажиров. При этом хочу отметить, что за весь прошлый год в Приволжском федеральном округе было перевезено лишь порядка 40 тыс. пассажиров. Мы планируем, что из федерального бюджета направим на софинансирование этой программы 450 млн. рублей и 300 млн. рублей – из бюджетов субъектов Российской Федерации. Для реализации данной программы в 2014 году мы предлагаем её продолжить, причём продолжить не только в 2014-м, но и на весь бюджетный период 2014–2016 годов. Потребуются оптимизация маршрутной сети с учётом технической возможности авиакомпаний-участников, а также введение в программу показателей эффективности субсидирования. Мы предполагаем, что на эти цели потребуется общий объём софинансирования примерно 1 млрд. в год, но, сохраняя существующую пропорцию 60 к 40, соответственно, объём бюджетных федеральных средств будет порядка 600 млн. рублей. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации на следующий год уже был подготовлен, направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, получено их положительное заключение. И с учётом того, что желательно провести все конкурсные процедуры до середины декабря текущего года, мы бы просили, уважаемый Дмитрий Анатольевич, дать поручение завершить как можно скорее этот процесс согласования в Минюсте и в Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, мы рассчитываем, что на региональных линиях будет перевезено уже в следующем году порядка 170 тыс. пассажиров в рамках Приволжского федерального округа. Хотел бы, поблагодарив Михаила Викторовича за поддержку и сопровождение этого проекта, отметить положительный, эффективный опыт и, главное, консолидированную работу по привлечению софинансирования со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. Считаем, что такой опыт было бы крайне желательно тиражировать на всю территорию, на все федеральные округа.

Следующей программой является программа субсидирования перевозок в четырёх федеральных округах. Она действует с 20 апреля, и в соответствии с договорами, которые заключены в Росавиации, осуществляется 28 маршрутов. С начала действия программы по состоянию на 1 ноября было перевезено 117 тыс. пассажиров, а продажа билетов уже говорит о цифре 125 тыс. Всего на реализацию программы в федеральном бюджете предусмотрено 1,3 млрд. рублей.

И, наконец, прямая программа субсидирования региональных воздушных перевозок – постановление №509. Оно было принято в июле текущего года. Заключены договоры с 17 перевозчиками, сформирован перечень субсидированных маршрутов, он включает 69 маршрутов, из них 54 маршрута новые. И по этой программе, несмотря на то что она действует немногим более двух месяцев, уже перевезено порядка 130 тыс. пассажиров, а продано порядка 150 тыс. билетов, хотя объём финансирования у неё примерно такой же, как у четырёх федеральных округов, – 1,35 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности этих двух последних программ, о которых я говорил, мы подготовили и направили на согласование проекты постановлений, которые предусматривают продление их действия до 31 декабря 2013 года (до этого они действовали до 1 декабря). Финансовые возможности у нас имеются, мы просто продлим их действие непосредственно до новогодних праздников.

В целом мы считаем, что целесообразно в дальнейшем государственную поддержку осуществлять на основе механизма субсидирования выполненного авиакомпанией рейса (он показал свою эффективность, я приводил только что цифры) как наиболее эффективно зарекомендовавшего себя. Механизм построения маршрутов должен основываться на принципах концентрации потоков в узловых аэропортах, то есть с тем международным опытом, который мы проанализировали и докладывали на предыдущем совещании в июне этого года под Вашим руководством, взяли на вооружение так называемую фидерно-хабовую модель.

Порядок софинансирования предполагает наличие у авиаперевозчика возможности выполнять полёты с привлечением средств субъекта, при этом протяжённость субсидированного маршрута не ограничивается, маршрут может строиться между любыми пунктами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации. Мы предполагаем, что в рамках такой объединённой программы в 2014 году мы сможем перевезти дополнительно до 700 тыс. пассажиров и открыть порядка 150 новых маршрутов.

Также хотел бы попросить присутствующих здесь коллег-министров согласовать представленную программу – мы соответствующие предложения и письма Минтранса направили – в возможно короткий срок, чтобы, не прерываясь, выйти на её продолжение с января следующего года.

Как Вы правильно отметили, эффективная реализация программ требует и уже потребовала существенного увеличения и обновления парка воздушных судов. Флот российских авиаперевозчиков сегодня составляет около 300 региональных самолётов, и эта потребность в региональном флоте растёт одновременно с ростом прогнозируемого потока. В этой связи для обеспечения условий по обновлению парка мы уже второй год субсидируем лизинговые платежи. В прошлом году было приобретено в рамках программы 26 самолётов на сумму 1,2 млрд. рублей, в этом будет уже более 30, и на данные цели предусмотрено также в 2014 году 2,4 млрд. рублей. Мы также немножко модернизировали эту программу, включив в неё возможность участия федеральных унитарных авиапредприятий и муниципальных авиапредприятий, а также обязательное участие российских судов в размере 30%, которые участвуют в программе региональных перевозок. Это в первую очередь относится к Ан-148 и к «Сухой Суперджет-100».

Теперь несколько слов о подготовке пилотов, поскольку это один из важнейших вопросов развития региональной авиации. Мы столкнулись с дефицитом лётного состава в условиях опережающих темпов развития авиаперевозок. В этом году мы увеличили приём студентов-курсантов по специальности «пилот» до 1 тыс. человек, а в 2014 году увеличим до 1,3 тыс. При этом для улучшения качества лётной подготовки в течение последних трёх лет было закуплено 27 тренажёров и 91 учебный самолёт. К поставке в учебные заведения гражданской авиации планируется ещё 32 учебных самолёта и четыре тренажёра в текущем, 2013 году. Также в авиационных учебных центрах Санкт-Петербургского университета и Ульяновского авиационного училища осуществляется подготовка коммерческих пилотов из числа пилотов-любителей, то есть мы включили в этот процесс как можно большее количество людей, которые потенциально могут быть в короткие сроки подготовлены в качестве пилотов. Также Минтрансом подготовлен и внесён в Правительство проект федерального закона, предусматривающий допуск иностранных пилотов в качестве командиров воздушных судов (мы также обсуждали эту тему на прошлом совещании) с квотой до 200 человек в год в течение пяти лет. Документ находится в Правительстве, и мы бы просили тоже дать поручение как можно скорее вынести этот документ на площадку Государственной Думы. С депутатами он тоже обсуждался, и они его ждут. И ещё один вопрос, который мы тоже обсуждали на предыдущем совещании, и он требует своего решения. Это вопрос по снятию пошлин с 72 местных турбовинтовых самолётов. Действительно, вопрос был всесторонне проработан, рассмотрен на уровне Правительства Российской Федерации, даже внесён на рассмотрение в ЕЭК, но совсем недавно Минпромторг ответственно заявил о том, что такого типа самолёты планируется производить на территории Российской Федерации. Окончательное решение по типу самолёта сейчас как раз будет принято до конца этого года, и уже буквально в течение ближайших двух лет будет собираться примерно по 25 воздушных судов в год. Поэтому здесь нам тоже надо окончательно определиться, чтобы понимать, отзывать этот проект из комиссии ЕЭК или продолжать его движение. В целом так сегодня обстоят дела с развитием региональной авиации, и я уверен, что те меры, которые заложены у нас во внесённом в Государственную Думу бюджете, позволят также динамично развиваться региональной авиации в ближайшие три года.



06 ноября 2013
21:08
Поделиться
;