Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Минтранс РФ разработал и представил в правительство стратегию развития водного транспорта до 2030 года.

Минтранс РФ разработал и представил в правительство стратегию развития водного транспорта до 2030 года.

Необходимость возрождения речных перевозок вызвана, в частности, соображениями экономии: затраты на перевозку грузов судами меньше, чем на автомобильном и железнодорожном транспорте. Но для обеспечения успеха федерального проекта потребуется не только построить новые дизель-электроходы, но и восстановить обветшавшие гидротехнические сооружения.

- Более четверти шлюзов и плотин фактически не отвечают современным требованиям, – подчеркивает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. – Уровень их безопасности, к сожалению, низкий, и есть существенные ограничения для судоходства прежде всего в единой системе глубоководной европейской части России.

Сегодня в таких странах ЕС, как Франция и Германия, на долю речников приходится около 10 процентов грузоперевозок, до 15 процентов товарооборота между США и Канадой обеспечивает флот Великих озер. Правда, и в Южной Европе, и в Северной Америке навигация может осуществляться практически круглогодично. При этом европейские каналы, связывающие основные реки, более мелкие и узкие, чем в России, по ним ходят суда грузоподъемностью 300-400 тонн. Отечественные теплоходы заметно крупнее и имеют большую осадку. Именно поэтому сегодня затруднено судоходство по Волге на участке от Нижегородской ГЭС до самого Нижнего Новгорода: суда могут проходить там только несколько часов в сутки, когда электростанция осуществляет сброс воды. Поэтому судовладельцы вынуждены недогружать теплоходы. Сейчас, по мнению начальника Управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Федора Шишлакова, именно вынужденный недогруз стал основной причиной низкой интенсивности перевозок по Волге. Проблему можно решить тремя способами: возведением низконапорного гидроузла, углублением русла или строительством судов, имеющих меньшую осадку. Волжские корабелы готовы строить такие сухогрузы. Но меньшая осадка означает снижение грузоподъемности и, соответственно, падение рентабельности перевозок, и заказов на подобные теплоходы волжским верфям не поступают.

Еще один вариант, активно лоббируемый энергетиками, – поднятие уровня Чебоксарского водохранилища. Однако это, сняв одну проблему, вызовет другую.

- В соответствии с международными обязательствами Россия должна обеспечить сквозное судоходство по Волге – по европейской классификации, трассе Е-50, – заявил «РГ» руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Дмитрий Бессмертный. – Сейчас на нижнем бьефе шлюзов Нижегородской ГЭС судоходная глубина в 3,5 метра доступна лишь 3-4 часа в сутки. Нужен низконапорный гидроузел ниже по течению, этот проект ранее разрабатывался институтом Гипроречтранс, однако был отложен из-за планов поднять уровень водохранилища в Чебоксарах. Однако повышение уровня воды сделает невозможным прохождение значительного числа типов речных судов под Чебоксарским мостом в Чувашии и Мызинским мостом в Нижнем Новгороде – они начнут цеплять его матчами.

Тем временем в конце навигации-2013 мэрия Нижнего Новгорода задумалась о возрождении речных пассажирских перевозок в черте города. По мнению специалистов департамента транспорта, это позволит разгрузить все четыре моста через Оку, связывающие нагорную и заречную части города.

 



"Российская газета"
22 октября 2013
21:04
Поделиться
;