Лоукостер "Добролет" свой первый полет совершит весной 2014 года
Цена билетов "Добролета" будет ниже на 40% той, которая сегодня установлена в эконом-классе «Аэрофлота».
Группа компаний «Аэрофлот» презентовала свой новый лоукостер. Он совершит свой первый полет уже весной 2014 года и будет называться «Добролет». Такое имя носило созданное в 1923 году акционерное общество, являющееся предшественником современного «Аэрофлота». Возглавит компанию Владимир Горбунов, ранее руководивший «Авиановой».
Парк самолетов будет состоять из узкофюзеляжных машин Boeing-737-800 NG в одноклассной компоновке.
Цена билета будет ниже на 40% той, которая сегодня установлена в эконом-классе «Аэрофлота». Снижения стоимости планируется добиться несколькими способами. В самолете за счет уменьшения шага между креслами – расстояние составит 29 дюймов вместо сегодняшних 32 - и неоткидывающихся спинок появится больше посадочных мест - всего их будет 170.
«Если нам удастся получить разрешение об освобождении от таможенных пошлин на более вместительную по креслам машину, то она будет комплектоваться 189 креслами», - сообщил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Забронировать и купить билет можно будет только онлайн, в его стоимость не войдет питание и провоз багажа. Этими услугами можно будет воспользоваться за отдельную плату. Средний чек за дополнительные услуги на борту, по словам Владимира Горбунова, в среднем составит порядка 17 долларов, как и у европейских лоукостеров. Он отметил, что если пассажир захочет взять еду с собой, ему никто не запретит этого делать.
Бесплатной услугой останется лишь провоз детских колясок, а еще одной мерой экономии станет то, что генеральная уборка в салоне лайнера будет проводиться только один раз в сутки, а не перед каждым рейсом, как это происходит сейчас.
Рассчитывает «Добролет» и на то, что сможет нанимать на работу иностранных командиров воздушных судов. «Складывается парадоксальная ситуация, когда наши пилоты в 35-36 лет уезжают работать за границу, а нам взять иностранца на работу невозможно», - возмущается гендиректор «Аэрофлота». Он подчеркивает, что в Lufthansa, AirFrance, Singapore Airlines сегодня переизбыток пилотов, и Россия могла бы этим воспользоваться.
Виталий Савельев не исключает того, что в будущем лоукост-компания приобретет самолеты отечественного производства, например Sukhoi Superjet 100, однако сейчас это невозможно из-за наличия у машин так называемых детских болезней. «Сегодня машины, которые могут держаться в воздухе 12-14 часов, производят Boeing и Airbus», - пояснил Виталий Савельев.
Базироваться компания будет в московском регионе. Сейчас ведутся переговоры с «Домодедово» о том, чтобы именно этот аэропорт стал базовой площадкой «Добролета». Идеальным вариантом могло бы стать сотрудничество с аэропортом, расположенным вблизи столицы.
«Если нам удастся получить отдельный аэропорт со временем, то цена может быть еще ниже», - надеется Виталий Савельев.
Однако найти аэропорт не так просто, так как там необходима хорошая взлетно-посадочная полоса и возможность развернуть самолет за полчаса, тогда как в «Шереметьево» лайнеры «Аэрофлота» разворачиваются за 45 минут.
«В стране чуть более 300 аэропортов, а приземлиться на машинах класса Boeing 737 можно примерно в 60 из них», - отметил Виталий Савельев.
Поэтому на начальном этапе «Добролет» полетит в города-миллионники, по девяти наиболее востребованным маршрутам европейской части России: в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. С 2016 году планируется увеличить число маршрутов до 26 и начать полеты за рубеж.
По подсчетам компании, через пять лет работы «Добролет» будет перевозить более 10 миллионов пассажиров. При этом сам «Аэрофлот» потеряет 1 миллион 200 тысяч пассажиров.
Инвестиции в проект в течение двух первых лет составят порядка 100 млн долларов. Потом проект должен выйти на самоокупаемость.
Однако лоукостер полетит только при условии, что будут приняты поправки в действующее законодательство. В частности, должна быть разрешена продажа невозвратных билетов, питание на борту и провоз багажа за отдельную плату. Необходима и возможность нанимать пилотов-резидентов иностранных государств, чтобы снизить существующий дефицит командиров воздушных судов. Если поправки приняты не будут, то самолеты направят в одну из дочерних компаний.
«Это продукт необычный, продукт жесткий, пассажиры должны к нему привыкнуть, потому что это не «Аэрофлот», это другой сервис. Но мы надеемся, что если пассажир хочет нормально передвигаться, то он все это нормально воспримет. Во всяком случае в Европе это очень популярный продукт», - заключил Виталий Савельев.
Создание низкобюджетных авиакомпаний сегодня является мировым трендом. Если в целом авиаперевозки в Европе растут на 3-4% в год, то у лоукостеров – на 35-40% в год.
Основную массу пассажиров «Добролет» рассчитывает получить с железной дороги, так как цены на авиабилеты будут сопоставимы со стоимостью билетов на поезда купе. Однако эксперты в этом сомневаются. По их мнению, железная дорога довольно сильно держится за свой сегмент граждан с низким доходом. «И последняя информация о том, что тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки будут расти ниже, чем инфляция, приведет к тому, что авиакомпании с постоянно возрастающими издержками будет еще более тяжело конкурировать в цене с железной дорогой, и будет практически невозможно забрать часть пассажиропотока с поездов», - комментирует аналитик инвестиционной компании «Регион» Алла Юрова.
Кроме того, железная дорога, конкурируя с региональной авиацией, предложит пассажирам больше выгодных тарифов. Накануне заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин сообщил, что в ближайшее время расширится перечень направлений, на которых будет вводиться динамическое ценообразование. При этом в некоторых случаях минимальный тариф в вагонах купе незначительно превышает тарифы, действующие в плацкартных вагонах. В первый день продаж - за 45 дней до отправления поезда – пассажир может приобрести билет по минимально возможному тарифу. Далее, по мере заполнения мест в вагонах поезда и в случае высокого спроса на конкретную дату, тариф увеличивается.
Как показал опрос на сайте Gudok.ru, 39% наших читателей считают, что авиабилет на рейсах отечественного лоукостера должен стоить дешевле, чем билет на поезд. Еще 34% уверены, что его цена должна быть такой же, как и цена железнодорожного билета. 9% полагают, что полет на лоукостере должен быть не более чем в полтора раза дороже. 14% опрошенных, вне зависимости от цены авиабилета, предпочтут ехать на поезде. Еще 5% любят путешествовать в комфортных условиях и не собираются пользоваться услугами низкобюджетных перевозчиков, пишет Gudok.ru.