Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

МИНТРАНС РАЗРАБОТАЛ ЕДИНЫЙ БИЛЕТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Проездной для монополий Правительство решило предоставить пассажирам законную возможность приобретать единый проездной билет на несколько видов транспорта. Однако эта транспортная реформа, если ее поддержат депутаты, может скорее разъединить страну, нежели объединить. По информации газеты «Известия», согласно подготовленному Минтрансом РФ проекту закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», единый билет может применяться при сочетании всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного. При этом сочетание маршрутов и видов транспорта может быть любым, и зависеть от договоренностей конкретных перевозчиков. То есть, к примеру, можно купить билет, сочетающий перелет на самолете, поездку по железной дороге и паромную переправу. При этом сочетание маршрутов и видов транспорта может быть любым и зависеть от договоренностей конкретных перевозчиков. То есть, к примеру, можно купить билет, сочетающий перелет на самолете, поездку по железной дороге и паромную переправу.

С большой долей вероятности можно предположить, что эта идея родилась как элемент подготовки к чемпионату мира по футболу-2018, который пройдет в 11 российских городах. Ведь, согласно законопроекту, единый билет будет действителен только для перевозок между пунктами, которые внесут в специальный список. С другой стороны, при слабой развитости транспортной инфраструктуры в России есть масса мест, где такой билет невозможно применить чисто физически – туда не летают самолеты, а иногда даже не добраться и рейсовым наземным транспортом, и не доплыть рейсовым водным. Так что спецсписок все равно понадобится.

В России вообще, если кто-то предлагает что-то, требующее координации двух или более ведомств, можно быть уверенным: предложение внедрено не будет, независимо от степени его адекватности и удобства для людей.

Потому что организации просто не договорятся между собой. В частности, из-за отсутствия нормальных единых баз данных в стране никак не удается ввести универсальную электронную карту. Если говорить о собственно транспортных проектах, вот уже добрых 10 лет мы толком не можем наладить нормальное авиасообщение по приемлемым для граждан ценам жителей Дальнего Востока с материковой Россией. При этом, например, ОАО «РЖД» договорилась о едином проездном с крупнейшим авиаперевозчиком страны «Аэрофлотом» еще шесть лет назад – и где этот единый проездной?

Согласно законопроекту ответственность за пассажира, купившего единый билет, будет нести последний перевозчик, который имеет право выставлять другим перевозчикам регрессивные счета. Но возможно ли в принципе объединение непрозрачных экономик, тарифов, компаний с разными бизнес-интересами? Трудно себе представить, как люди, которых подвел кто-то в двойной или тройной цепочке перевозчиков, будут пытаться в наших судах отсудить ущерб даже у маленькой частной компании, не говоря уже о таких монстрах, как «Аэрофлот» или «РЖД».

Сейчас ОАО «РЖД» – фактически госмонополия со своей инвестиционной программой, активно сражающаяся против идеи правительства заморозить тарифы. Тогда как другими наземными и авиаперевозками в стране занимаются частные авиакомпании. Как они будут договариваться между собой о едином проездном, каким будет взаимпоприемлемый тариф, совершенно непонятно. И совсем уж трудно предположить, что цена единого билета будет ниже суммы тех, что мы покупаем сегодня. При нынешнем составе тех, кто должен по замыслу Минтранса вводить единый универсальный проездной и при текущем состоянии транспортной инфраструктуры в России – это утопичная идея. В лучшем случае она будет ограничено работать в городах, принимающих Чемпионат мира по футболу, исключительно на время самого мундиаля – если федеральная власть прикажет согласовать тарифы на такой универсальный проездной для российских болельщиков и иностранных туристов в рамках пресловутой социальной ответственности бизнеса.

Вообще очень показательна схожесть судеб всех глобальных проектов по унификации российской жизни. Единый проездной билет, Единый государственный экзамен, единый документ гражданина, он уже универсальная электронная карта, партия «Единая Россия» – ни одну из этих затей при всем желании нельзя назвать успешной.

Потому что начинать надо с элементарных системообразующих вещей. С единства и равенства всех компаний и граждан перед законом. С прозрачности процедур и понятной тарифной политики сервисных компаний. С их заботы о клиентах. С того, чтобы ведомственные интересы не ставились выше законных интересов рядового гражданина. И только потом вводить единый экзамен и единый проездной – иначе опять уедем куда-то не туда.

 



Газета.RU
09 октября 2013
09:24
Поделиться
;