Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

«Строительство ВСМ-2 – это как запуск первой ракеты в космос». Конкретики пока нет

«Строительство ВСМ-2 – это как запуск первой ракеты в космос». Конкретики пока нет
На большинство вопросов о проекте высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург общественность ответа не получила

Проект техзадания на выполнение оценки воздействия на окружающую среду высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург представили сегодня свердловчанам. Общественные слушания посетило не более полусотни человек, однако, судя даже по тем немногочисленным вопросам, которые были заданы, и ответам на них, стало понятно, что обсуждать проект ВСМ-2 пока рано. Жителей региона больше интересовали простые вопросы – сколько будет стоить билет, не будет ли лишнего шума, не помешает ли магистраль естественной миграции животных, которые обитают на территории региона. Но конкретные ответы на них ни власти, ни проектная организация, ни представители ОАО «Скоростные магистрали» дать не смогли, поскольку самого проекта еще не существует. О том, когда будет запущено высокоскоростное движение от Москвы до Екатеринбурга и почему нет смысла пока говорить о его подробностях, – в материале «УралПолит.Ru».

В столице Среднего Урала состоялись первые общественные слушания по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Несмотря на то, что на федеральном уровне реализация проекта пока рассматривается только на участке до столицы Татарстана, власти, проектировщики и железнодорожники решили узнать, что думают о нем жители Екатеринбурга и Свердловской области.

Как оказалось, возможное строительство магистрали, по которой будут двигаться поезда со скоростью 200-400 км/ч, интересует не многих. В большом концертном зале ДК Железнодорожников собралось менее пятидесяти человек. Основная их часть: архитекторы, представители районных администраций и сотрудники железной дороги. Разумеется, главными темами, которые они готовы были обсудить, были особенности проектирования и строительства, точное местонахождение магистрали. Кроме того, были вопросы и о стоимости самого проекта, о стоимости проезда от Москвы до Екатеринбурга, безопасности для самих жителей и подробности экологической составляющей, а именно, какой вред флоре и фауне может нанести ВСМ-2.

Однако и на эти вопросы конкретных ответов не нашлось. «Инженерные изыскания будут выполнены позже, полевые тоже», – заявил заместитель гендиректора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура ОАО «РЖД)Юрий Котлов, отвечая на вопрос жителя Ачитского района Николая Зыкова.

Стоит отметить, что ориентировочно именно через Ачит будет проходить ВСМ-2 до Екатеринбурга. «Мы с жителями смотрели направление этих трасс и увидели следующее: есть только одно преимущество – данная трасса проходит по лесам госфонда, поэтому выселение и спорные вопросы с юридической точки зрения сведены к минимуму. Во всем остальном я логики не увидел. В частности, это касается деревни Рябчиково. Там на расстоянии 1 км находится существующая железнодорожная трасса, которая перегружена, и которая наносит достаточный вред окружающей среде, никто отрицать не будет. Высокоскоростная трасса не идет в этом коридоре, она идет на минимальном расстоянии от деревни и создает двойную, тройную нагрузку, это вызывает сомнения. Кроме того, та основа, по которой выполнялись материалы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду – прим. «УралПолит.Ru»), она неточна и неактуальная. Объективно она сделана в те года, когда там не было автодороги, кроме того, там находилась ГРЭС, об этом никто из проектировщиков не знает, это видно. Мне хочется иметь возможность для создания некой инициативной группы из заинтересованных лиц – комиссии из жителей района», – заявил заявилНиколай Зыков.

Договорить президиум общественных слушаний жителю не дал, напомнив о том, что регламент предусматривает не более трех минут на вопрос. Более того, не сразу общественнику ответили на предложение о создании инициативной группы. Только после того, как Зыков в очередной раз напомнил об этом, ему сообщили: «Если по каждому муниципальному образованию организовывать взаимодействие с жителями, невозможно представить, как это будет происходить».

Вопрос о шумоизоляции задала заместитель начальника центра охраны окружающей среды ОАО «РЖД»Татьяна Артамонова. По ее словам, сейчас центр завален письмами о превышении шумовых показателей от жителей, которые живут вдоль существующих железных дорог. «Если мы собираемся строить современную высокоскоростную магистраль, то нельзя ли создать более современные способы изоляции, нежели шумовые экраны, установить которые предлагается в материалах ОВОС. Кроме того, они защищают от шума только на уровне второго этажа», – отметила сотрудница центра охраны окружающей среды РЖД.

На это сотрудник ЗАО «Экопроект»Андрей Казаченкоответил, что в городе скорости будут ниже, чем на трассе, что снизит шум. К тому же, акустические экраны, по его словам, не устаревшая мера. И в очередной раз оговорился, что конкретики на этот счет пока нет.

«Высокоскоростные поезда ходят тише, чем электрички, и тем более грузовые, и не только по шумам, но и по вибрациям. Если в коридоре есть другая дорога, то шумозащита от ВСМ будет прикрывать и ее. Что касается животных. В самом техническом задании предусмотрено создание коридоров прохождения и осуществления миграции животных. На стадии изысканий надо определить, где эти места. Мировой опыт в этом отношении есть, отечественного опыта нет, поэтому придется экспериментировать. Вообще строительство магистрали – это как запуск первой ракеты в космос», – отметил Казаченко.

ВетеранВладимр Сачинскийинтересовался, какова же будет цена билета. Отвечавший на этот вопросЮрий Котловсообщил, что цена от Москвы до Казани уже ориентировочно известна – 3800 рублей, до Екатеринбурга расстояние примерно два раза больше. Таким, образом, можно подсчитать, что от Москвы до Екатеринбурга восьмичасовой проезд на высокоскоростном поезде будет стоить более 7000 рублей.

«В любом случае выиграет потребитель, – заявил заместитель председателя правительства Свердловской областиСергей Зырянов. – Может кому-то удобно в 10 часов вечера сесть в поезд, уснуть и в 8 утра быть в Москве. Проектирование и все работы ведутся целиком от Москвы до Екатеринбурга. Просто есть разные этапы реализации. Первый этап до 2019 года пока предполагается. Я не исключаю, что может быть задержка вправо. Второй этап с 2019 по 2023 год – это реализация участка Казань – Екатеринбург. Это оптимистичный вариант. Мне тяжело прогнозировать, как будет развиваться экономическая ситуация в стране».

Пока неизвестно, сколько будет стоить проект и какая роль будет отведена в нем Свердловской области. Несколько раз в ходе общественных слушаний в президиуме оговаривались, что никакой конкретики нет. Напомним, что магистраль до Екатеринбурга в последнее время на федеральном уровне не обсуждается вовсе. Даже масштаб карты, на которой рассматривается расположение ВСМ-2 пока не позволяет определить точное ее местоположение. Соответственно, пока обсуждение проекта, скорее, рамочное. Единственное, что могут сделать жители в ближайшее время, – отправить до конца месяца свои предложения и вопросы, связанные с воздействием ВСМ-2 на окружающую среду. Скорее всего, продуктивными общественные слушания станут только после того, как появится сам проект, а с учетом того, что он может реализоваться только после 2019 года и позже, провести их в очередной раз удастся не в самом ближайшем будущем.



"Федерал Пресс"
07 октября 2013
14:59
Поделиться
;