Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

ВСМ-2: один вариант хуже другого

ВСМ-2: один вариант хуже другого

На общественных слушаниях по возможным маршрутам ВСМ-2 Москва - Казань - Екатеринбург во Владимирской области стало ясно, что нет ни одного варианта дороги, который не наносил бы ущерб жителям и природе. 

В понедельник, 19 августа, во Владимире прошлиобщественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург.

Есть три варианта того, как будет проходить трасса по территории Владимирской области, и каждый из них затрагивает особо охраняемые природные территории, в том числе охраняющие места обитания редких и исчезающих видов растений и животных.

Самым экологически опасным является вариант, когда трасса будет проходит через территорию национального парка «Мещера» и региональный комплексный заказник «Колпь» в Селивановском районе.

Заказник «Колпь» создан с целью сохранения и распространения реликтовых растений из семейства Орхидные - венерина башмачка и пыльцеголовника красного, занесенных вКрасную книгу РФ.

Кроме того, согласно положению о заказнике, на его территории запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника, в том числе:

- прокладка новых дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих инженерных коммуникаций на территории заказника;

- любые иные виды хозяйственной деятельности (кроме рубок ухода), рекреационного и другого природопользования, способные оказать вредное воздействие на уникальные реликтовые растения и коренной биогеоценоз заказника без проведения государственной экологической экспертизы.

Строительство магистрали через заказник будет нарушением как минимум двух федеральных законов – «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях». Строительство ВСМ через территорию национального парка «Мещера» также прямо запрещено действующим законодательством.

Рекомендованный вариант трассы затрагивает памятник природы «Урочище Камбары», что также запрещено законом, еще один маршрут предполагает пересечение двух ООПТ регионального значения - округов горно-санитарной охраны санатория «Вольгинский» (участки 1 и 2).

Таким образом, все предложенные для обсуждения варианты трассы ВСМ-2 на территории Владимирской области затрагивают либо особо ценные природные территории, либо важные для жителей места отдыха и лечения. При любом варианте прогнозируется разрушение мест обитания краснокнижных видов, что прямо запрещено пока еще действующим в Российской Федерации законодательством.

Помимо этого, по оценкам самих разработчиков, ущерб от уничтожения охраняемых видов растений составляет:

«рекомендованный» вариант – 16 млн 714 тыс. руб.;

вариант маршрута через «Урочище Камбары» – 16 млн 721 тыс. руб.;

вариант маршрута через «Колпь» – 14 млн 918 тыс. руб.

Кстати, на самих слушаниях разработчики заявили, что «если трасса пойдёт по рекомендуемому варианту, то она не пересчёт ни одной особо охраняемой природной территории». Но это противоречит опубликованным материалам. То есть, либо разработчики выдают жителям недостоверную информацию, либо материалы не соответствуют действительности.

Кроме того, рекомендованный вариант вызвал серьезную обеспокоенность местных жителей, которые боятся лишиться своих земельных участков, если вблизи от них будет проложена магистраль.

В связи с этим возникает законный вопрос: а так ли уж нужна эта магистраль? Тем более, что сомнения в ее целесообразности, как сообщает ИТАР-ТАСС, выразил даже Президент России: «Российским властям необходимо оценить, является ли организация высокоскоростного движения по маршруту Москва — Казань (ВСМ-2) реализуемым и экономически целесообразным проектом».

«Может просто стоит ограничиться скоростной [железной дорогой]?» — предположилВладимир Путин. «Общественные слушания по материалам ОВОС в Владимире, так же, как и прошедшие ранее слушания в Казани, убедительно показывают, что разработчики проекта ВСМ не могут предложить ни одного варианта дороги, который бы не причинял непоправимого вреда ценным природным комплексам и не нарушал прав граждан. А это значит, что в такой ситуации этот очередной «проект века» не должен быть реализован», - говорит руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.

«Мы надеемся, что власти услышат народ и прислушаются к словам президента и откажутся от планов строительства ВСМ в пользу реконструкции действующих дорог. Потому что в противном случае строительство ВСМ будет сопровождаться ростом социальной напряженности и протестов населения и экологических организаций», - добавил он.



Гринпис России
20 августа 2013
19:59
Поделиться
;