Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

«ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА МЫ НЕ ВКЛАДЫВАЛИ СРЕДСТВ В ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ»

Полеты в России почти в два раза опаснее, чем в среднем по миру. Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев и президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков прокомментировали ситуацию ведущему Андрею Норкину.

О ситуации «в небе» сообщил газете «Ведомости» президент Международной ассоциации воздушного транспорта Тони Тайлор. По данным организации, в мире одно авиапроисшествие приходится на полмиллиона рейсов. В России же – на 275 тыс.

– Господин Горбачев, согласны ли вы с такой оценкой?

В.Г.: К сожалению, да.

– Господин Аптуков, а вы согласны?

Р.А.: Естественно, да. Тем более, что мы такую информацию давали раньше, чем газета «Ведомости».

– Чем это можно объяснить, господин Горбачев?

В.Г.: Я, например, все это объясняю тем, что рано мы с вами перешли на эти акционерные общества и самостоятельные предприятия. Все-таки нужно было сохранить систему «Аэрофлота», гражданской авиации, хотя бы лет на десять, на 15 переходного периода. А потом уже переходить на самостоятельные авиакомпании. Мы были не готовы в свое время резко перейти с одной системы на вторую.

– А в чем минус того, что мы перешли с одной системы на другую?

В.Г.: Минус, на сегодняшний день, к сожалению – ни одна вышестоящая организация, начиная от Министерства транспорта и заканчивая федеральным агентством и федеральной службой, не отвечает за безопасность полетов, все отдано на откуп авиакомпаниям. Как у них проходит? Что проходит? Как они все это делают? К сожалению, мы не можем ничего ни сделать, ни проверить. Нет ни сил, ни возможности, ни, самое главное, прав.

– Господин Аптуков, вы как думаете?

Р.А.: В какой-то мере я с Виктором Ивановичем согласен. Но все-таки основная причина, конечно, не в том, что рано или поздно перешли. А дело в том, что за прошедшие почти четверть века, как не стало СССР, мы, по сути дела, в гражданскую авиацию ни средств не вкладывали и толком обучение, первоначальную подготовку пилотов не проводили. Пожалуй, что одна из таких серьезных причин: за это время, прошедшее, авиация гражданская пережила несколько революций. Революция в конструкции самих самолетов, по навигации. И эти революции потребовали нового подхода к подготовке кадров. А в основе подготовки кадров, как вы сами понимаете, лежат правила. Эти правила, по сути дела, за эти 20 с лишним лет, в какой-то мере они тронуты, они изменены, но целой системы не создано. И в этом главная причина.

– Господин Горбачев, вы согласны с мнением коллеги?

В.Г.: Я согласен полностью. Но все равно я буду говорить о том, что рано мы с вами перешли, потому что гражданская авиация – это не городской вид транспорта, это не метро, не троллейбусы и не трамваи, которые можно было в одночасье передать в частные руки.

Р.А.: Виктор Иванович, согласись, что одно другому не противоречит.

В.Г.: Может быть. Но мое мнение такое: рано. Между прочим, рано мы начали вообще заниматься реорганизацией гражданской авиации.

– Вы считаете, что это первопричина. А как выходить из сложившейся ситуации, господин Горбачев, как вы думаете?

В.Г.: На сегодняшний день, представьте себе, это парадоксально, но мы еще пользуемся документами Советского Союза 20-летней, 30-летней давности. И до сих пор еще не перешли на документацию и нормативные современные законодательные документы, когда уже все изменилось, реалии совершенно другие. А мы пользуемся все еще теми документами. Поэтому нужно начинать все-таки с законодательной и нормативно-правовой документации. После этого нужно переходить действительно к жесткому регламенту, потому что авиация – это довольно-таки опасный вид транспорта.

– Господин Аптуков, ваш алгоритм ближайших действий?

Р.А.: Я вспоминаю 2000 год. Готовится коллегия Министерства транспорта под названием «О системе федеральных авиационных правил». Коллегия была подготовлена, но не состоялась. Прошло 12 лет. После этого ни разу вопрос о создании системы федеральных авиационных правил на первую позицию не выходил. А примеры в мире есть, пожалуйста, рядом Китай – создали, созвали группу международных экспертов, с включением, естественно, и китайцев туда. Сделали примерно за два года правила, затем включили так называемый административный ресурс. Эти правила легли в основу всех программ по первоначальной подготовке пилотов, по переподготовке пилотов. И вот где-то примерно с 2006-2007 года мир не слышит о серьезных авиационных катастрофах в Китае.



"КоммерсантЪ"
07 марта 2013
00:00
Поделиться
;