Переход через ноль
Реконструкцию дороги завершат к Чемпионату мира по футболу. У дорожников есть образное понятие «переход через ноль». Одни считают, что в Чувашии он состоялся и начались подвижки в сторону улучшения состояния федеральных дорог. Другие утверждают обратное. И не только непогода с гололедицей и снежными заносами тому причиной. Много нелицеприятных высказываний по поводу многокилометровых пробок на трассе М-7 Москва – Уфа. Насколько обоснованно поругивают дорожников? С этого вопроса и началась беседа корреспондента «СЧ» с начальником ФКУ Упрдор «Волга» Сергеем Гавриловым.
ДАЛЬНОБОЙЩИК ВСЕГДА ПРАВ
– К мнению человека за рулем надо прислушиваться, – говорит Сергей Валентинович. – Они работают непосредственно на дороге и видят все ее плюсы и минусы изнутри. Словом, ситуация на дороге для них не абстракция, а объективная реальность, за которой и оперативная доставка грузов, и безопасность. Раз доля автоперевозок неуклонно растет, то и нагрузки на дорожную сеть также увеличиваются. Что говорить, ведь общая масса фуры часто доходит до 50 тонн. А наши дороги изначально не были запроектированы под такие нагрузки.
В оперативном ведении ФКУ Упрдор «Волга» находится участок от Нижнего Новгорода до границы с Татарстаном. На 348 километрах – 34 моста и путепровода и 254 водопропускные трубы. Однако лишь 61,6 км по качеству относятся к 1-й технической категории, 279,6 км – ко 2-й категории, а 6,7 км – к 3-й. В прошлом году строительство и реконструкция на трассе в границах Чувашии велись на 14 объектах. Это накладывало определенный отпечаток на комфортность проезда, в этой связи возникали пробки. Да и погодные условия не идеальные. Мы живем в сложных природно-климатических широтах. Перепады температур происходят довольно-таки часто, просто-напросто они разрушают асфальт. И все же мы стараемся минимизировать временные трудности проезда. Уверен, после завершения реконструкции трассы автолюбители высоко оценят старания дорожников. Я приношу свои извинения за то, что им пока некомфортно проезжать по нашим дорогам.
НА ДОРОГЕ ВАЛЯЮТСЯ ДЕНЬГИ
По программе «Дороги России» предусматривается к 2018 году отрезок трассы М-7 привести в нормативное состояние в соответствии с первой технической категорией. Эта дата совпадает с проведением чемпионата мира по футболу в России, в том числе в Казани, Саранске и Нижнем Новгороде. Теперь задача уточняется: повысить качество не только проезда по дороге, но и поднять на новый уровень организацию дорожного сервиса.
– Дальнобойщик, проезжая многие сотни километров, вправе на объектах сервиса получить весь комплекс услуг, – продолжает С. Гаврилов. – Дорожники тоже заинтересованы в строительстве новых многофункциональных комплексов. Надо понимать, что дорожный сервис – это фактор привлечения инвестиций. У дальнобойщиков своя философия: они останавливаются там, где им комфортно. А развитие придорожного сервиса позволит получать дополнительные налоговые поступления. Ведь проезжающие по дороге в любом случае оставляют деньги за услуги.
Хотя трудно сказать, насколько достаточно представлен малый бизнес на трассе. По европейским стандартам через каждые четыре часа водитель обязан отдыхать. В нашей стране никто не анализировал и не знает, сколько же времени водитель непрерывно проводит за рулем. У человека, который утомлен, снижено внимание, ослаблена реакция. И в итоге он становится опасным на дороге, сам не понимая этого.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
– Чувашский отрезок трассы М-7 из-за пересеченной местности имеет намного более высокий уровень сложности, чем у соседей. Это создает определенные условия для движения, особенно в зимний период. Поэтому при подготовке к работе в межсезонье Упрдор «Волга» настраивает подрядные организации на обязательное дежурство тягачей на крутых подъемах, регулярную посыпку песчано-солевой смесью. Конечно, в перспективе такие участки будут перепроектированы под строительство эстакад, путепроводов и мостов. Сегодня, по сути, при строительстве дороги мы повторяем рельеф местности. В будущем при реконструкции дорог от такой практики откажемся, – сказал С. Гаврилов.
– А почему сейчас мало говорят о планируемой дороге в обход населенных пунктов от Хыркасов до Кугесь?
– О ней не забыли, идет ее проектирование. Мы даем возможность жителям Лапсар, Карачур и Кугесь меньше зависеть от федеральной трассы. Как известно, она не только оказывает шумовое воздействие, но и негативно влияет на экологию. Проектирование обхода позволит снять эти проблемы.
В нынешнем году начнется реконструкция двух мостов возле Цивильска через реки Малый и Большой Цивиль со сдачей их в эксплуатацию в 2014-2015 годах.
– Какова сегодня ситуация на подходах к новому мосту через Суру?
– По мосту уже открыто движение в сторону Москвы. По левобережному подходу вопрос согласовывается с хозяевами нефтепровода. С большей долей вероятности можно сказать, что в апреле-мае (технологический перерыв планируется только один раз в год) будут закончены работы по переустройству стометрового участка трубы. Весь левобережный подход планируется до 1 июля ввести в эксплуатацию.
А вот на крутом правом берегу возникли проблемы из-за деформации грунта. Данный вопрос рассматривается в Росавтодоре. Неоднократно проводились совещания, привлекались эксперты. Пока нет четкого, определенного мнения по тому, что же это – оползень или деформация, вызванная водоносными слоями. Дискуссия пока не завершена. На март в Росавтодоре назначено совещание. Я думаю, что это будет заключительная встреча с экспертами. Мы рассматриваем этот подход к мосту как участок со сложными условиями эксплуатации и не хотели бы здесь совершать ошибок. Есть русская пословица: семь раз отмерь – один раз отрежь. Здесь нам не следует рапортовать, мол, мы шапками закидаем и все быстро сделаем. Я сторонник вдумчивого подхода. Наша задача – сделать участок надежным для эксплуатации, чтобы мы больше к нему не возвращались.
– Как скоро ждать продолжения нового моста?
– Работу по проектированию второй очереди мы приостановили ввиду того, что пока неизвестна окончательная отметка уровня Чебоксарского водохранилища. После того как решение будет принято, начнется проектирование второй очереди моста.