Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

Перед убытками перевозчиков

C 10 февраля наши кошельки облегчат новые тарифы на общественный транспорт. Как уже сообщалось, разовая поездка в городском автобусе (соответственно в маршрутном такси) подорожает с 14 до 16 руб., в троллейбусе – с 12 до 14 руб. Но при оплате электронным проездным (транспортной картой) проезд обойдется дешевле соответственно на рубль. И стоимость месячного проездного билета на троллейбус останется прежней – 650 руб. Зато на два вида транспорта проездной подорожал до 1000 руб. – на 16,5%. Маршрутка Чебоксары – Новочебоксарск и обратно будет стоить 19 руб., если покупать билет в салоне, а по электронному проездному – 18 руб. Руководитель республиканской Госслужбы по конкурентной политике и тарифам А. Егорова, представляя на утверждение новый тарифный расклад на заседании правительства, сказала, что прежние расценки не покрывают расходы основных перевозчиков. Руководство ГУП «Чувашавтотранс» уведомило: если им оставить тарифы на уровне 2012 года, в нынешнем году не миновать убытков на сумму около 314 млн. руб., с учетом субсидий – 252 млн. У Чебоксарского троллейбусного управления гипотетические потери могли бы составить порядка 80 млн., Новочебоксарского – 15 млн. руб. Но и при новых тарифах «Чувашавтотранс» остается в минусе более 99 млн. руб. Ладно, хоть у троллейбусников ожидается по полтора миллиона рублей прибыли. Чтобы выйти на безубыточность, автобусникам надо повысить тарифы еще значительней. Как сказал глава Минтранса М. Янковский, «Чувашавтотранс» первоначально заявляли увеличение стоимости проезда до 22 руб. Нетрудно представить, какую реакцию это могло бы вызвать у населения…Глава республики напомнил, что рынок пассажирских перевозок сейчас достаточно насыщенный. Даже маршрутки – не как еще лет пять назад – ходят переполненные. И задача министерства – создать благоприятные равные условия для всех перевозчиков. Что касается универсальной электронной карты, надо активнее разъяснять ее назначение. «Правда, есть персоны, которые вводят людей в заблуждение, будоражат общественное мнение. Здесь нам нельзя занимать наблюдательную позицию. В данном случае надо говорить на языке экономики, а не втягивать население в политику», – подчеркнул М. Игнатьев. Разговор о новых тарифах был продолжен на пресс-конференции. А. Егорова еще раз подчеркнула нынешнюю особенность изменения тарифов – у пассажира появляется выбор формы оплаты, чтобы сэкономить. Электронная система действует уже больше года, все троллейбусы и автобусы оснащены мобильными платежными терминалами. Можно предъявить электронный кошелек либо социальную карту. Намечается ввести такую оплату для школьников. Глава Мининформполитики В. Андреева дополнила: безналичная оплата, во-первых, даст возможность перевозчикам определить, сколько им требуется средств для возмещения выпадающих доходов, во-вторых, поспособствует успешному внедрению в республике универсальной электронной карты. А главное, позволит людям сэкономить деньги, сделает услугу по оплате более удобной. Но если все пассажиры перейдут на безналичку, не разорятся ли перевозчики, спросил корреспондент газеты «Грани». К тому же всем маршрутчикам придется обзаводиться платежными терминалами (один аппарат стоит до 40 тыс. руб.). Потери на социальных маршрутах частично возмещаются из бюджета, ответил зам. министра транспорта и дорожного хозяйства В. Степанов. Что касается терминалов, то одним из основных требований при конкурсном отборе маршрутчиков сейчас является как раз организация безналичной оплаты. Пресловутая цирковая эквилибристика водителей, умудряющихся одновременно рулить и продавать билеты, уже, что называется, достала. В том числе и отсюда высокая аварийность на этих перевозках.

ИЗ ПИСЬМА В ГАЗЕТУ Как-то прогуливаясь поздним вечером по новоюжному микрорайону, я насчитал во дворах более трех десятков «спящих» без всякой охраны маршрутных «Газелей». Хозяева, понятно, экономят на охраняемой стоянке. Но ведь утром каждая из них повезет людей, причем без всякого технического и медицинского осмотра. За ночь можно и тормозные шланги подрезать, и еще в чем-то другом напакостить. Почему никто не контролирует такое вот безалаберное содержание и использование маршрутного транспорта?

В. ВАСИЛЬЕВ, Чебоксары.

По мнению начальника отдела транспортных перевозок и связи Чебоксарской горадминистрации А. Иванова, существенное удешевление проезда на троллейбусе благодаря «безналичке» переманит часть пассажиров с небезопасных маршруток. И если их владельцы не хотят этого, то должны озаботиться установкой терминалов. Но все же почему всякий раз, как только встает вопрос о повышении тарифов, приводится одна-единственная во все времена причина – рост убытков у перевозчиков, и если его не остановить, им придет конец? – спросил корреспондент «СЧ». Да, дорожают горючее, запчасти, надо повышать зарплату и своим работникам… Только все это, как ни крути, получается за счет кошелька пассажиров и бюджетных дотаций, которые опять же из наших налогов. А вот о снижении затрат на перевозки речь уже давно не ведется. Вопрос актуальный, признала руководитель тарифной службы. Поэтому «Чувашавтотрансу» поручено «изучить основные статьи затрат, чтобы максимально их оптимизировать». Уже поручено в течение месяца на четверть снизить общехозяйственные расходы. Хотя вообще-то настоящий хозяин обязан без указаний сверху вести свою экономику, чтобы привлечь клиентуру более низкими ценами и качественными услугами.

СВОЯ ДОРОГА У МАРШРУТОК

Евгений ГОРБУНОВ, директор ООО «Единая транспортная карта»:
– Нам бы хотелось, чтобы в маршрутках горожане тоже могли расплачиваться с помощью транспортной карты. И, конечно, чтобы у них были скидки на проезд, так же как в троллейбусах и автобусах. Пока нам навстречу пошел только маршрут № 63. Водители, работающие на нем, оснащены ридерами и принимают оплату транспортными картами.

Олег НИКОЛАЕВ, чебоксарец:
– В троллейбусе просто – к тебе подошел кондуктор, я провел карточкой по счетчику. А вот как это будет выглядеть в маршрутке, не представляю. Сажусь в маршрутку, передаю через третьи руки свою карту водителю со словами: «Один билетик»? Будет ли это удобно?

 

 

 



"Советская Чувашия"
26 января 2013
00:00
Поделиться
;