4 декабря в Москве состоялся международный конгресс «Организация дорожного движения в Российской Федерации»
В работе конгресса приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, советник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов, руководитель Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов, Мэр Бухареста Сорин Мирча Опреску, профессор Туринского университета Вито Мауро и другие
В приветственном слове к участникам конгресса Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что проблемы организации дорожного движения сегодня остро стоят во всех российских городах. Постоянная перегруженность городских транспортных систем приводит не только к серьезным экономическим потерям для страны и снижению качества жизни российских граждан в целом. По словам Министра, речь идет о нарушении работы единого территориального, экономического и социального единства страны.
Российский и зарубежный опыт показывает, что основная часть практической деятельности по организации дорожного движения осуществляется исключительно на уровне муниципальных образований. К задачам на уровне региона относится координация деятельности муниципалитетов с целью создания единой организационной системы на дорожной сети региона. Основной задачей на федеральном уровне управления должно стать нормативное и методическое обеспечения этих видов этой деятельности.
М. Соколов сообщил, что Минтрансом подготовлены основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения. В частности, проект федерального закона о требованиях по строительству заездов и съездов к объектам торговли и дорожного сервиса, исключающих образование автомобильных заторов при их присоединении автодорогам, проект нормативного правового акта Минтранса России о требованиях к разработке, утверждению и реализации проектов и схем по организации дорожного движения. Подготовлен и проходит процедуру межведомственного согласования проект федерального закона «Об организации дорожного движения». По мнению Министра, этот закон должен стать связующим звеном в разделенных на сегодня элементах системы отраслевых нормативных правовых актов, подзаконных актов и федеральных законов прямого действия.
«Принятие Закона устранит пробелы и противоречия в законодательстве в сфере дорожного движения, обеспечив единый подход к регулированию общественных отношений, возникающих в процессе дорожного движения», -- подчеркнул М. Соколов.
По словам Министра, мировой опыт свидетельствует о том, что перегруженность улично-дорожной сети не всегда имеет транспортные причины. Чаще всего к причинам относятся градостроительные ошибки, отставание темпов строительства дорог от уровня автомобилизации, низкая конкурентоспособность общественного транспорта по сравнению с личным. Решение перечисленных проблем, считает М. Соколов, невозможно осуществить в одночасье, без участия специалистов, учёных, представителей общественности. Не случайно, что главной частью международного конгресса является общественный форум, на котором будут представлены не только законодательные инициативы и инфраструктурные проекты, но и общественные оценки этих проектов, предложения общественных организаций по решению проблем на дорогах, оптимальные пути их решения.
Министр пожелал участникам форума плодотворной работы, успехов в продвижении общественных предложений, направленных на улучшение движения по дорогам в городах России.
Основным направлениям государственной политики в сфере организации дорожного движения посвятил свое выступление Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов. Он отметил, что в настоящее время до 27% автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. Средняя скорость движения за последние 5 лет снизилась в среднем на 40%, а в часы пик падает до 5 –
Улично-дорожные сети российских городов сформировались исторически и по большей части остались неизменными с 70-90-х годах прошлого века, когда в документах градостроительного планирования перспективный уровень автомобилизации предусматривался в размере в 170 - 180 автомобилей на 1000 жителей. Предполагалось, что население городов будет продолжать использовать для поездок в основном общественный пассажирский транспорт. Однако происшедшие в стране после 1991 года радикальные социально-экономические изменения привели к быстрому росту парка личного автотранспорта и превращению его в существенную часть национальной транспортной системы.
Сейчас до 30% общего объема перевозок пассажиров в городах приходится на личный автотранспорт, и эта доля продолжает расти. В выходные дни 40-50% поездок горожан за город выполняется на личном транспорте.
По словам С. Аристова, заложенная градостроителями расчетная пропускная способность улично-дорожной сети оказалась значительно превышенной при уже достигнутом в настоящее время (250-340 легковых автомобилей на 1000 жителей) и продолжающем быстро расти уровне автомобилизации населения на урбанизированных территориях.
«В последние десять лет ежегодный прирост автомобильного парка и интенсивности движения составлял 4-6%, а увеличение пропускной способности дорожной сети не более 0,5-1,0%, -- сказал С. Аристов. -- Сегодня отставание дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20 - 25 лет».
Вместе с тем, отметил замминистра, существующие тенденции роста объемов дорожного движения не дают утешительных прогнозов - локальные и сетевые заторы постепенно становятся регулярным и нарастающим явлением, которое при отсутствии адекватного государственного реагирования, неизбежно приведет к потере устойчивости функционирования транспортной системы страны.
Целью государственной политики в сфере организации дорожного движения С. Аристов назвал качественное удовлетворение транспортного спроса при условии одновременной минимизации всех видов сопутствующих социальных, экономических и экологических издержек. Для этого необходимо создание правовых, экономических и технических условий для обеспечения надежного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
«Перед нами стоит главная задача – определить механизмы управления, которые позволят в полной мере реализовать перечисленный инструментарий на практике, сделать его востребованным в повседневной практике принятия управленческих и организационно-технических решений на всех уровнях организации дорожного движения», -- подчеркнул замминистра.
Он отметил, что сегодня деятельность по организации дорожного движения не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. По словам С. Аристова, согласно действующему законодательству, организация дорожного движения не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности, как один из видов работ по содержанию дорог. Как следствие, федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, не упоминает ОДД в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровне. С. Аристов подчеркнул, что решение этих проблем требует кардинальных изменений в нормативной правовой базе.
Пресс-служба Минтранса РФ