Закону об ОСАГО в этом году исполнилось 10 лет. За это время в него вносились изменения 23 законодательными актами. Одни из последних изменений - от 28 июля 2012 года. При этом пока в официальных изданиях новая редакция закона со всеми внесенными поправками не опубликована. Подробности - в статье редактора сайта auto.amic.ru Светланы Яковлевой. И вот на минувшей неделе в Госдуму внесен пакет поправок, который предусматривает увеличение лимитов в рамках обязательного страхования. Планку лимита по имущественным рискам представители Российского союза автостраховщиков (РСА) предлагают поднять с 120 тыс. до 400 тыс. руб., а лимит страховых выплат за вред жизни и здоровью граждан - с 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Новые поправки автовладельцы Алтайского края восприняли довольно негативно. Новшества автолюбители оценили как очередное "заглядывание" в карман рядового россиянина. "Совершенно очевидно, что если законопроект примут, то страховщики в очередной раз залезут в карман автовладельцам", - прямо заявил председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков. Также алтайских автолюбителей смущает то количество правок, которым подвергался закон об ОСАГО. В этой связи редакция auto.amic.ru попыталась разобраться, какие изменения и когда вносились в федеральный закон № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Выяснилось, что закон правили довольно часто. Еще до вступления его в силу - с 1 июля 2003 года - текст закона подвергся основательным поправкам. Далее шло поэтапное реформирование закона об ОСАГО. Многие изменения носили технические характер, иные буквально ставили все "с ног на голову". Всего изменения в закон об ОСАГО с 2002 года были внесены 23 законодательными актами: федеральными законами и Постановлением Конституционного Суда РФ. Итак, сам федеральный закон № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" был принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации - 10 апреля 2002 года. Первые же изменения были внесены в декабре 2002 года - федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".Поправки приостанавливали обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности с 1 июля по 31 декабря 2003 года. Но эти положения касались только транспортных средств, состоящих на балансе органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также транспортных средств, полученных инвалидами через органы социальной защиты населения.Следующие изменения были внесены федеральным законом № 77-ФЗ 23 июня 2003 года. В частности, изменения коснулись обязанностей по страхованию гражданской ответственности. Теперь они не распространяется на владельцев "транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" также затронул "многострадальный" закон об ОСАГО. В частности, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования стали расходным обязательством Российской Федерации, а сами полномочия по выплате этих компенсаций переданы на уровень регионов. Средства на эти цели предусматривались из федерального бюджета в виде субвенций. В 2005 году в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" поправки были внесены два раза. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 № 6-П статья 5 в части, допускающей произвольное определение Правительством России условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1).Но при этом положения пункта 1 статьи 4, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.Очень важные изменения были внесены федеральным законом от 21.07.2005 № 103-ФЗ в отношении компенсационных выплат. Ранее такая выплата осуществлялась только в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего. В результате изменений компенсационная выплата осуществляется не только в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, но и в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего. В 2006 году изменения вновь вносились два раза и их можно назвать, скорее, техническими. Так, ФЗ № 192 от 25.11.2006 перефразировал третий пункта 2 статьи 9 (наличие или отсутствие страховых выплат), а ФЗ № 266 от 30.12.2006 признал утратившим силу пункт 2 статьи 32 (контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию). В 2007 году в закон об ОСАГО изменения вносили один раз - ФЗ № 306 от 01.12.2007. Но эти новшества значительно облегчили жизнь владельцев транспортных средств. Из подп. "и" п. 2 ст. 6 закона исключили понятие "внутренняя территория организации", в результате чего обязанность страховщика выплатить страховое возмещение перестала зависеть от места ДТП. Изменения в закон об ОСАГО предоставили право потерпевшему с 1 марта 2009 года предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего. Такие отношения назвали прямым возмещением убытков. Чтобы потерпевший мог обратиться в страховую компанию, необходимо было одновременное выполнение двух обстоятельств:а) в результате ДТП вред причинен только имуществу;б) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.В 2008 году в ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" изменения были внесены уже четыре раза: федеральный закон от № 73 от 16.05.2008 приостановил действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 до 31 декабря 2008 года. Изменения от 23.07.2008 № 160-ФЗ были связаны с перераспределением ряда полномочий внутри правительства, когда президент закрепил значительную часть нормотворческих функций непосредственно за федеральными органами исполнительной власти.ФЗ № 281 от 25.12.2008дополнил закон об ОСАГО положением о том, что регионы смогут наделять свои муниципалитеты полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. А ФЗ № 309 от 30.12.2008исключил одно слово - "природной" - из подпункта "г" пункта 2 статьи 6, оставив формулировку просто "загрязнения окружающей среды".В 2009 году изменения в ФЗ об ОСАГО вносятся тремя федеральными законами. В частности, ФЗ № 30 от 28.02.2009 прописал положение о том, что страховые компании смогут воспользоваться для собственных "нужд" стратегическими резервами, накопленными за время работы ОСАГО. Но это возможно только в случае, если их отчисления в резервы превысили 10% от так называемых незаявленных страховых случаев.27 декабря 2009 года в закон об ОСАГО были внесены изменения сразу двумя федеральными законами № 344 и № 362. Изменения затронули статьи 8, 26 и 27 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Автовладельцев защитили от рисков, связанных с состоянием страховой компании. Изменения позволяли Российскому союзу автостраховщиков (РСА) привлекать средства фонда, предназначенного для выплат по жизни и здоровью, если участник ДТП скрылся или не застрахован по ОСАГО, чтобы расплатиться по долгам недобросовестных компаний, ушедших с рынка. Кроме того, в результате поправок РСА сам назначал максимальные премиальные для страховых агентов. Ранее этим распоряжались страховые компании. Один из главных моментов - контроль за выделением бланков ОСАГО. Страховой компании теперь приходится подписывать трехсторонний договор на бланки с Гознаком и РСА. В случае необходимости союз страховщиков может приостановить выдачу полисов на время проверок.В 2010 году закон об ОСАГО также претерпевал изменения три раза. Так, благодаря поправкам ФЗ № 3 от 01.02.2010 года изменен порядок определения размера подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего, учитывая (при восстановительном ремонте) износ заменяемых комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов). При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) износ не может начисляться свыше 80% их стоимости. Кроме того, уточняется понятие "прямое возмещение убытков".Поправки, вносимые ФЗ № 65 от 22.04.2010 года связаны с тем, что власть усиливает надзор за страховым рынком. В страховое законодательство внесены серьезные изменения, которые касаются величины уставного капитала страховых компаний и порядка их банкротства. Основное изменение - минимальный уставный капитал страховых компаний увеличен с 30 до 120 млн рублей. Это требование не относится к компаниям, которые занимаются обязательным и добровольным медицинским страхованием.Поправки, вносимые ФЗ № 392 от 28.12.2010, также касаются обеспечения бланками страховых полисов обязательного страхования. Новшества более детально прописывают контроль за использованием бланков и порядок обеспечения членов профессионального объединения страховщиков бланками страховых полисов.В 2011 году законодатели не отошли от сложившейся традиции и также поправили закон об ОСАГО три раза. Первые изменения – "формальные" - связаны с принятым законом "О полиции". В этой связи ФЗ № 4 от 07.02.2011 в законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" слова "милиция" в соответствующем падеже заменены на "полиция".Значительные новшества 1 июля 2011 года привнес ФЗ № 170 (ред. 30.11.2011). Согласно поправкам, с 1 января 2012 года техосмотр легковых автомобилей, грузового и общественного транспорта стал проходить по новым правилам. Новые автомобили, которым не исполнилось трех лет, больше не должны были проходить техосмотр.Таким образом, пройти техосмотр можно в любом месте по желанию. Максимальные пределы цен на техосмотр рассчитывает Федеральная служба по тарифам, а местные власти могут назначать тарифы, не превышающие установленных федеральным органом.Кроме того, за повторный техосмотр приходится вновь платить. Проводить техосмотр сможет любой автомобильный дилер или автосервис, но при этом полис ОСАГО не могут продать без талона техосмотра. Вот, пожалуй, краткие итоги глобальных изменений в процедуре техосмотра и "завязанного" на него ОСАГО от 1 июля.Еще одно изменение, внесенное 11.07.2011 года ФЗ № 200, связано с принятием федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В законе об ОСАГО появилось понятие "информационных систем", прописано требование в конфиденциальности получаемой информации и пр. В текущем, 2012 году, закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" претерпевал изменения два раза. Не исключено, что в скором времени будет официально внесен и третий пакет поправок. Как говорится, чтобы не отходить от сложившихся традиций. Итак, 28 июля в закон об ОСАГО внесены изменения сразу двумя законодательными актами. Федеральные законы Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и № 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделали процедуру покупки полиса обязательного страхования более простой. В частности, отменяется срок действия талона, который был ограничен шестью месяцами. С момента вступления в силу поправок полис ОСАГО можно купить даже в последний день действия талона. Причем талона техосмотра как такового больше нет. Поправки в закон отменяют этот вид документа. Его заменяет диагностическая карта технического осмотра транспортного средства. Этот документ и необходимо предъявлять страховщику для покупки полиса ОСАГО. Третье новшество - дилерские сервисы также получили возможность проводить процедуру техосмотра. Таким образом, за 10 лет своего существования федеральный закон № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" претерпел значительные изменения. К сожалению, не все поправки упростили жизнь автолюбителей, некоторые создали дополнительные проблемы, из-за которых в скором порядке парламентариям пришлось опять же вносить изменения в закон об ОСАГО. Недавние поправки – один из примеров тому. Будем надеться, что новые изменения в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" будут внесены после более детальной проработки возможных последствий предлагаемых новшеств.С полным текстом действующей редакции закона об ОСАГО можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://auto.amic.ru/law/ocago_new/
По материалам ИА "Автоцентр" 12.11.2012