Троллейбусный вопрос из проблемного потихоньку превращается в рабочий: Минтранс Чувашии до конца года намерен закупить 68 новых машин
— Приглашаем на курсы водителей! — звучит из динамиков городского общественного транспорта. Чебоксарцы постарше сразу вспоминают, как непросто было вклиниться в прошлые годы в дружный коллектив троллейбусного управления. Платили там хорошо, квартиры давали поближе к депо, чтобы сотрудники поутру не опаздывали на смену, вкусно кормили в ведомственной столовой. Да и престижным считалось работать на красивых и современных машинах. С той поры многое изменилось: парк техники сильно устарел, коллектив частично разбежался из-за долгов по зарплате, с трудом нашли нового руководителя взамен ушедшего — в столице Чувашии эту организацию небезосновательно считают проблемной.
— Здания нам еще удается поддерживать в приличном состоянии, сами видите — крыша не течет, вокруг вполне чисто. А вот станки уже безнадежно устарели. Учитывая, что износ транспортной техники составляет более 80%, нагрузка на них очень большая, — докладывал директор МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» Андрей Васильев, проводя экскурсию по мастерским для министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Владимира Осипова и директора Башкирского троллейбусного завода Сергея Яковлева. Обновление, похоже, сдвинулось с мертвой точки — 1 млрд 172 млн рублей выделено из резервного фонда Правительства России на обновление электрического транспорта республики. Договоренность была достигнута в ходе рабочей поездки врио Главы Чувашии Олега Николаева в Москву на встрече с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, где обсуждались шаги по реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашии до 2024 года.
— В 2020 году планируется обновление парка городского наземного электрического транспорта не менее чем на 68 троллейбусов, в том числе 16 — на автономном ходу, — раскрыл ближайшие планы министр транспорта республики. — Как только деньги поступят, начнем конкурсные процедуры. Часть подвижного состава передадим Чебоксарскому троллейбусному управлению, часть — Новочебоксарскому, 12 троллейбусов на автономном ходу будут обслуживать маршрут № 100 «Чебоксары — Новочебоксарск». Обозначена перспектива в течение нескольких лет обновить весь парк.
— То количество троллейбусов, которое поступит в рамках данной закупки, позволит обновить парк примерно на 26%, — заметил Андрей Васильев. — Но мы надеемся, что в ближайшем будущем продолжим реализацию программы по обновлению подвижного состава. Сейчас на маршрутах Чебоксар задействован 261 троллейбус. Хочется, конечно, чтобы в городе у нас были исключительно современные низкопольные комфортабельные троллейбусы, чтобы пассажирам было удобно ездить с колясками, сумками, детьми. Новые машины планируем поставить на самые загруженные маршруты — № 1, 4, 18.
Горожане, безусловно, активно пользуются этим удобным и вместительным транспортом: за прошлый год он перевез 62,5 млн человек.
Самый первый троллейбус в столице Чувашии был пущен на линию 7 ноября 1966 года — он восстановлен к 550-летию города Чебоксары и сейчас стоит на территории управления. «Помню, когда мы водили такие, то ноги зимой мерзли даже в валенках, а голова была мокрая от жары, до современных кондиционеров тогда было еще далеко! — вспоминает Владимир Спиридонов, ветеран управления, работающий тут с 1973 года. — Зато они не ломались подолгу, чем проще техника, тем неубиваемее». Внутри все, как «при советской власти» — кассовые аппараты, принимающие пятаки; надписи «Совесть пассажира — лучший контролер» и «Отсутствие разменной монеты не дает права на бесплатный проезд». Правда, чтобы возить туристов, он должен пройти техкомиссию. Но директор Чебоксарского троллейбусного управления заверил представителей СМИ, что это «ретро» будут использовать в праздничных мероприятиях Дня города Чебоксары. Пару лет назад по улицам ездил музейный троллейбус, рассказывающий о достопримечательностях столицы Чувашии — его высоко ценили любители истории.
По количеству подвижного состава Чебоксарское троллейбусное управление находится на шестом месте в России и на первом — в ПФО. В городе организованы 17 маршрутов, на многих из которых сейчас не хватает кондукторов, вместо них выходят во вторую подряд смену водители. Все — и кто в кабине, и кто в салоне — надеются, что проблемы окажутся временными.